В заключение данной главы следует отметить весьма значительную стоимость «услуг» «Академии развития». Вот примеры существующих расценок на различные формы обучения:
– индивидуальные консультации (цена от 800 руб.),
– одно-трехдневные занятия по 4 часа в день (цена до 7500 руб.),
– интенсивные (усиленные) занятия в течение одной недели (цена одной ступени в Москве до 30000 руб., в Самаре 17000 руб.). Такие суммы человек отдает за манипулирование своей личностью.
Приемы контролирования сознания адептов.
«Контролирование сознания, и промывание мозгов – это методы для достижения единой цели – подавления воли человека и создания феномена, который психиатры называют «синдром зависимого типа личности»[144], – отмечает проф. А.Л. Дворкин.
Контроль над эмоциональной жизнью сектантов.
«Мистическая манипуляция» сознанием: контакт с Пеуновой через мысли, сны, «молитвенное» общение с ней, внушение веры в чудесную помощь от С. Пеуновой. Вот что говорит об этом сама основательница секты: «Ты <…> можешь задать мне мысленно вопрос <…> и не один. Ты заметишь, что вскоре жизнь принесет тебе ответ: через книгу, человека или внезапное озарение. Ты можешь также просить у меня помощи в различных ситуациях, познакомившись со мной по фотографии. Если просьба искренняя и направлена точно ко мне, я обязательно услышу тебя в пространстве и помогу <…>»[145].
– из письма адепта Натальи К., г. Новокуйбышевск: на одном из совещаний объявили,
что <…> будет проверка. В общем, к проверке я не готова. Прошу мысленно Светлану Михайловну помочь мне в этой тяжелой для меня ситуации. <…> В день проверки комиссия не приезжает <…> комиссия так и не приезжала. Это огромная помощь на расстоянии, за что я выражаю огромную благодарность Светлане Михайловне»[146];
– из письма безымянного адепта: «Все это время я мысленно разговаривала со Светланой Михайловной, и как Ангел-Хранитель, как Учитель она давала мне подсказки и надежду через книгу и сны»[147]. Комментарий Пеуновой: «Она обратила свой взор к вере, просила помощи у Светланы Михайловны спасти сына, просила Бога и истово молилась»[148].
Так, мы видим, что все события своей жизни адепты связывают со своим гуру – С.М. Пеуновой и – буквально – обожествляют ее.
Сектантам предписывается выполнять ежедневную медитацию «на образ» Пеуновой с молитвенным обращением к гуру (текст «молитвы» – см. эпиграф к данной работе). «У вас должно быть время на размышление <…> вы обязаны минимум полчаса утром и вечером медитировать, а лучше по часу. Обязаны. Бросайте все»[149], – здесь, для адептов «продвинутых ступеней», Пеунова уже более категорична.
Результатом контроля сознания является смешение чувств, искажение восприятия действительности: причина любых положительных (!) событий приписывается чудодейственной помощи со стороны гуру.
– из письма адепта Николая В., Димитровград: «я получил помощь Светланы Михайловны на расстоянии <…> моя «Ока» перестала заводиться. И тогда я мысленно попросил помощи у Светланы Михайловны, чтобы доехать до дома. Была уверенность, никаких сомнений. Машина завелась и я, повторяя просьбу и благодаря за помощь, проехал…»[150];
– из письма адепта Марии В.: «И тут произошло еще одно чудо: я добавила в цветы воды, заряженной Светланой Михайловной. И те розы, которые я хотела выбросить, ожили и стояли еще целую неделю»[151].
3. Гадание на картах Таро с молитвой к С. Пеуновой. Издательский дом Светланы Пеуновой предлагает приобрести набор для саморазвития «Пойми себя»: «Оригинальный набор из 55 карт поможет быстро и успешно разрешить возникшую в жизни проблему. Сосредоточьтесь на своем вопросе, обратитесь мысленно к автору, перемешайте карты и возьмите первую сверху. Вы прочтете причину сложившейся ситуации и пути выхода из нее»[152].
4. Поддерживание членов секты в «разогретом состоянии» вливанием тревожной информации о готовящемся покушении на вождя; о «заказе» партии по стороны властей»; созданием и использованием партийной Системы оповещения и т.д.
Контроль над поведением адептов.
1. Психологические установки для адептов. Членам секты рекомендуется иметь дома различную настольную (карманную) продукцию, содержащие высказывания гуру на дни года и разным случаям жизни:
– перекидные календари «Мудрость на каждый день»: «Этот календарь – ваш искренний друг и советчик, который в любой момент подскажет вам выход из сложившейся ситуации. В каждом высказывании содержится глубокий смысл, обдумывая который в течение дня, вы станете чуть-чуть мудрее»[153],
– карманная книга «Заметки на память». Рекомендуется не торопясь прочитывать «афоризмы» и использовать их в качестве руководства к действию в течение дня, так как «эта книга направляет энергию мысли читателя на осмысление его жизни и глубокое понимание этических законов мира. Книгу можно и даже нужно читать всего по несколько страниц, чтобы потом было время понять прочитанное и превратить в свой жизненный опыт» [154].
«Эту же функцию (концентрацию мысли) выполняют афоризмы, которые в моем методе можно назвать психологическими установками»[155].
2.Кураторство (наставничество). Во время обучения складываются отношения «ученик-учитель», в которых ученик полностью подотчетен и подчинен учителю («куратору»). « …Очень важно заниматься духовным развитием только под руководством Учителя <…> Необходим руководитель, которому вы полностью доверяете»[156], – пишет Пеунова, имея в виду, конечно же, себя. В период обучения либо при личном (дистанционном) консультировании каждому ученику дается задание вести дневник, записывая в него мысли, чувства, эмоции для того, чтобы ежедневно рассказывать о них куратору (наставнику) лично или по телефону (скайпу). «Вспоминая прошлое – восстанавливается здоровье. В конце каждого дня связываться по телефону и сообщать, как идет процесс осмысления себя»[157], – убеждает Пеунова своих последователей. Это нужно для изменения мировоззрения и «ускоренного изменения характера», естественно, к «лучшему». Понятие «куратор» очень напоминает понятие «наставник» из словаря секты «Церковь Христа», так как существует для похожих целей, а именно: плотного контроля над сознанием обучаемого для скорейшего «обращения» последнего в свою веру.
3. «Вместе думать - вместе излучать». Согласно установкам Пеуновой, мысль обладает огромной «энергетической» силой, нужно научиться ее использовать. Поэтому рабочий день в секте начинается с коллективных медитаций на различные общесектантские темы. Сосредоточенная общая мысль может творить, по словам С. Пеуновой, настоящие чудеса. В своей книге «Вся власть народу», она приводит несколько таких «чудес»: «остановка радиоактивного облака»[158], «не пустили саранчу в Самарскую область»[159] – именно такие заслуги Пеунова приписывает себе и своей секте.
Вера секты в материализацию мысли роднит ее с верованием секты «Радастея»Дуси Марченко, которая, как известно, планирует массовым совместным прочтением специальных ритмов изменить экономику, политику и природу России [160].
4. Критика нерадивых в обучении и применении Метода – сами виноваты, мало учитесь, медитируете, обращаетесь к гуру: «Если у вас что-то долго не решается, в жизненном движении появилась пробка – значит, вы упорно не хотите отказаться от своей привычной жизненной позиции и стремитесь ее сохранить во что бы то ни стало» (ч.3,с.152)[161].
5. Привлечение адептов к распространению литературы секты, вербовке новых членов, политической деятельности «во имя мира»
Контроль над информацией для адептов. Существуют несколько информационных ресурсов секты (перечислены в приложении). Лицам, посещающим эти сайты (адепты и случайные посетители), выдается переработанная в свете вероучения секты информация. На сайтах можно увидеть:
– цитаты гуру на каждый день года,
– комментарии гуру на происходящие события («Что думает С. Пеунова?»[162]),
– новостная лента о деятельности секты,
– видеоматериалы – фильмы на историческую и современную тематику, преломленные через вероучение секты,
– видеоконференции с гуру и ее заместителями; есть возможность задать вопросы и получить ответы).
Контроль над языком. Руководство секты использует новые понятия и термины в целях создания некоей общей с адептами области мышления и «профессионального» общения. Оперируя этими понятиями, секта приучает своих членов мыслить ими и использовать их в разговоре. Мысленные образы, присутствующие в сознании, интерпретируются словесно, и, наоборот, произнося какие-то слова, человек отражает смысл этих слов в своем сознании, поэтому, приучая людей применять понятия новояза, руководство секты контролирует сознание людей и удерживает их в секте (наблюдение, сделанное еще Д. Оруэллом).
Часть понятий заимствованы из оккультного словаря, а часть – изобретены самой Пеуновой. Кроме общеизвестных оккультных терминов (аура, чакры, абсолют), понятный практически всем, новояз секты имеет свои отличия. Так, С. Пеунова утверждает, что ее учение основано в том числе и на Православии.
Оккультные термины.
Энергетический удар[163] – отрицательное чувство, которым человек отвечает на такое же чувство от другого человека «…как же не обижаться, если меня обидели? А нанеся удар по ауре другого человека, вы получите этот же удар от жизни, да еще в десять раз усиленный». Кроме обиды, к «энергетическому удару» С. Пеунова относит жалость, милосердие, сожаление и т.д.
Энергоинформационное воздействие (частный случай – энергетический вампиризм)[164] – притягивание энергии пространства или другого человека к себе.
Энергоинформатика – наука, способ изучения мира, наряду с религией, философией, наукой; «И мало того – сделать ее основой миропонимания современного человека»[165] – предлагает Пеунова.
Энергоматерия – субстанция, из которой сотворен мир: видимый и невидимый. «Материя и энергия – это вещи одного порядка, только материя – это уплотненная энергия, а энергия это тонкая материя»[166].
Психическая энергия – это фундамент, на котором «строятся все законы религии, философии и науки».
Инволюция – преобразование духа в материю «вхождение духа в материю, ее развитие в физическом мире»[167].
Эволюция – обратный процесс утончения материи до духа «разуплотнение мира до духа…»[168].
Эволюция духа – познание, усвоение, накопление информации, находящейся в мироздании. «И затем весь этот опыт употребить для непрерывного усовершенствования Пространства, участвуя в его эволюции»[169].
Ускорение развития – обязанность человека передать другим то, что он понял: «человек сначала должен научиться понимать других людей, а потом уже стать Учителем. <…> он передает то, что понял сам, находясь при этом в постоянном развитии»[170].
Пространство – потусторонние силы.
Энергетическая работа – медитация с обращением к потусторонним силам и Земному Учителю – С. Пеуновой.
Духовная работа – изменение мировоззрения по-пеуновски: «…это глубокое переосмысление своих жизненных установок, осознание своих грехов, ошибок»[171].
Мудрость – знание неких космических законов: «Мудростью во все времена называлось знание космических законов и умение видеть их в жизни»[172].
Мысль – «это поступок»[173], «это то, что творит мир»[174].
Законы этики – это нечто общее, описанное в духовной литературе всех времен и народов «…в десяти заповедях Иисуса Христа, в Коране, Бхагаватгите <…> Очень коротко и доступно они изложены в <…> книге «Азбука счастья. Главное о человеке»[175].
Целительство – это «духовная» категория, так как целитель может отпускать грехи: «Это – не просто энергетика, а такая высокая, которая может изменить судьбу, которая может стереть информацию греха, за который вы страдаете»[176].
«Православные» термины.
С. Пеунова скрытно подменяет суть христианских понятий. Опираясь на туманное представление многих россиян о православных понятиях (грех, спасение, Бог, покаяние и др.), она заменяет их подлинное содержание сектантским толкованием. «Происходит тонкая подмена понятий, когда ключевые слова начинают приобретать другое значение и <…> несут в себе совсем иную смысловую или эмоциональную нагрузку»[177]. Вербуя своих адептов, глава секты укореняет в умах людей ложную трактовку православных терминов.
Вера – в пространство (помощь потусторонних сил); в чудодейственную силу Учителя С. Пеуновой: «Вера – это канал. Если мне верите – это канал ко мне, я вам помогу по вере всегда»[178] [179].
Неверие – закрытие человека от общения с пространством[180].
Духовность – «…далеко не равнозначна религиозности». Это способность «брать золотые зерна истины из всех религий, как и всех философских течений и научных достижений»[181].
Получить благодать – общаться с потусторонними силами[182].
Покаяние – на самом деле самопрощение «есть стыд за причиненный вред человеку. Покаяние не является постоянным самобичеванием. Это – искреннее решение больше так не делать»[183].
Страдания – способ постижения мира: «это наша школа <…> потому что человек сам порождает страдания, сопротивляясь Миру, не находя смысла в Высшем творении»[184].
Смирение – способность человека жить, не испытывая отрицательных чувств, «…потому что это – разрушение уже созданной до вас гармонии. Вы становитесь пространственным бандитом»[185].
Грех – искаженное миропонимание, переданное нам[186]
– «В христианских религиях существует понятие «грех». Под этим словом понимается отделение себя от пространства, нарушение пространства, его чистоты, гармонии»[187], – так Пеунова интерпретирует понятие греха.
Праведность – соблюдение своего внутреннего мира, соответствие законам этики[188].
Искупление вины есть искупление кармы[189].
Духовное развитие – это развитие ауры[190].
Молитва – обращение к вождю (С. Пеуновой) и к потусторонним силам. Это «сердечная благодарность за дар жизни, это радость»[191]; «это разговор с Пространством, обращение человека в Небо, к Высшему Духу, к Учителю» для очищения Пространства[192].
Заключение
Секта С. Пеуновой является доморощенной российской сектой, работающей по авторскому «Методу». Вероучение представляет собой еще одну вариацию на теософскую тему, поэтому секту можно поставить в один ряд с другими сектами: последователями Блаватской и Рерихов («Международный центр Рерихов»), «Новый Акрополь» и т.д.
Секта является тоталитарной, т.е. имеет целью приобрести и использовать в своих интересах власть над адептами, прикрываясь несколькими привлекательными вывесками. «Тоталитарными сектами, – согласно определению проф. А.Л. Дворкина, – стали называться особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками»[193].
Все перечисленные выше определения без исключения задействованы С. Пеуновой в ее Методе:
– религиозная – «поклоняться Земному Учителю и открыться энергиям Космоса»,
– политико-религиозная – достичь власти и, пользуясь депутатскими правами, «помочь» людям осознать себя, а вернее, далее распространять свое учение,
– психотерапевтическая – «изменить характер и жизнь к лучшему», а на деле изменить свое мировоззрение,
– оздоровительная – обещание исцеления от всех болезней,
– образовательная – получить «новые знания» в «Академии развития»,
– научно-познавательная – «познай себя и ты изменишь мир»,
– культурологическая – получить древние тайные знания, позволяющие людям стать сверхлюдьми.
Секта классифицируется как постсоветская, гностическая, псевдовосточная, псевдоцелительскаяс ярко выраженными политическими целями.
Существование секты представляет двухуровневую опасность:
– для отдельного человека в смысле эксплуатации его личности в интересах секты;
– для государства в связи с возможностью проникновения во власть лиц (С. Пеунова, ее активисты) и организаций (партия «Воля», а также ее молодежное крыло), способных дестабилизировать общественное спокойствие (путем проведения скандальных акций, издания экстремистских книг и листовок – см. начало статьи) и в случае прихода к власти – принуждать население к принятию своей политики и доктрины своей организации.
Список источников и литературы.
А. Источники.
1. Пеунова С.М. Азбука счастья.Главное о человеке. Самара: Издательский дом С. Пеуновой, 2007.
2. Пеунова С.М. Азбука счастья. Главное о мире. Самара: Издательский дом С. Пеуновой, 2007.
3. Пеунова С.М. Азбука счастья.Главное о человеке и мире. Самара: Издательский дом С. Пеуновой, 2007.
4. Пеунова С.М. Учебник жизненных истин. Самара: Издательство Путь к солнцу, 2006.
5. Пеунова С.М. Вся власть народу. Исповедь современника. Самара: Издательский дом С. Пеуновой, 2007.
6. Пеунова С.М. Давайте совместим миры. Самара: Издательский дом С. Пеуновой, г. 2010г.
7. Методическое пособие для первой ступени обучении. Самара: школа Светланы Пеуновой. 8. Хосе Сильва, Берт Голдман «Управление мышлением по методу Сильва».
Виталий Иванов