Статья Владимира Плотникова не нова, но поскольку актуальность свою не теряет, решил выдержки из нее разместить на форуме.
КОРОЛЕВСТВО КРИВЫХ ЭКРАНОВ
Что еще способно ярче, конкретней, образней и живее отразить все ведущие тенденции, идеи, символы и стороны жизни? Вспомните фильмы «жуткого советского тоталитаризма». В каждом, подчеркиваю, каждом без исключения, вы найдете четкую гражданскую позицию, которую исповедует или под которую хотя бы подстраивается режиссер. В каждом - положительный воспитательный заряд, а также успешная или неуклюжая попытка преломить сквозь судьбу героев нетленные идеалы: справедливости, честности, верности, дружбы, любви, патриотизма, высокой нравственности. Практически все пронизаны духом созидания, оптимизма, энтузиазма, романтики, гуманизма, праведной борьбы со злом. Советские киногерои стремятся к торжеству добра и счастью для многих, готовы к самопожертвованию ради святой цели. Настрой советских фильмов - просветляющий, исцеляющий, духовный. Юмор - добрый, лиричный и смешной без натужности. Если и случатся там одно-два убийства («И это все о нем»), то это повод для разоблачения идеологии корысти, вражды, эгоизма, предательства в ходе многосерийной интеллектуально-психологической дуэли носителя добра с прислужником зла, которому также не отказано в спасении и преображении. Голых детективных триллеров у нас не было, бездумных, несчетных жертв - тем более. И это выпячивало великую истину: богатства мира - ничто перед жизнью человеческой, слезинкою ребенка, кровь людская не водица. Кривое общество не может породить столько высоко духовных и совершенных фильмов, сколько было создано в «империи зла».
А вот кривому обществу под силу штамповать разве что пошлые сериалы, бездарные хроники бесчисленных убийств, изнасилований, пыток, извращений… Ну так и вспомните современное российское кино. Собственно, и вспомнить-то нечего. Все картины на одно лицо - кровожадное, безумное, порочное, алчное, злое и зомбированное. Это и есть «творения» кривого, испорченного, смертельно больного общества. Они слились в безудержном конвейере чернухи, порнухи, мокрухи, сивухи. Обязательный набор сюжетов и кадров, где всенепременно мордуются, извиваются, продаются и сношаются голые тела, багрится расчлененка, вены пронзаются иглами, глотки заливаются шнапсом. Здесь нет принципов и идеалов. Есть - строго и конкретно - понятия зоны, культ насилия, извращений, наслаждений… Власть вырожденцев, шабаш шкуродеров, диктат денег, обаяние обмана… В почете и авторитете наемные душегубы, удачливые мошенники, ловкие жулики, рефлектирующие нимфоманки, крутые проститутки или - вот где полный нонсенс - благородные (для своего блага и рода) банкиры-бизнесмены.
Обалбесивающая реклама глушит и сушит мозги, навязывая в качестве примера для подражания и воспитания жвачный рефлекс («лучше жевать, чем говорить»). А также «добродетели» Иуды (весь класс весело выдает учителю товарища: «Это он!»), маркиза де Сада (внучок, жалея пару чипсов, курочит мышеловкой дедушкины пальцы), Хама-грубияна (общение сверстников: «У! Уроды»), Бахуса (подростки жить не могут без продвинутого пива)… И все это в приправе черно-дебильного юмора, как известно, с рекордной резвостью калечащего души детей..
Ну, и как, замечательное общество ласкает и ублажает зрителя с экранов «демократической» России? Но раз на нас испражнили такое «искусство», такую «культуру», такую «эстетику», то в этом заслуга, прежде всего, нового общественного устройства и его раболепных, старых - «заслуженных и народных» - «прорабов и инженеров человеческих душ».
БЛЕСК И НИЩЕТА НАРОДНЫХ АРТИСТОВ.
Умер великий артист Георгий Вицин. У нас стесняются называть великим того, кто был смешон. Вицин был смешон, иногда до колик, в кино, но не в жизни. Всего один раз кто-то из телевизионщиков, объявивших о его кончине, сподобился произнести это слово - великий. Но народ не кинокритик, для него величие Вицина стало аксиомой еще лет 40 назад.
Если о смерти лучшего трагикомика поспешили объявить все падкие до сенсаций телекомпании, то в день похорон Георгия Михайловича, лишь один канал один раз скупо прокрутил фрагмент панихиды. Прочие не удостоили… И это, с точки зрения их логики, вполне объяснимо. Вицинская философия пришлась не ко двору «независимым господам СМИрдяковым». Ну, какой пиетет у рыночников с ОРТ или НТВ может вызвать вот такое выражение из уст покойного артиста, аскета и мудреца: любовь народа достается слишком дорогой ценой, чтобы ее дешево продавать?! И он подкреплял слова делом, категорически отказываясь сниматься в рекламе, запрещая эксплуатировать в этих целях его кинообразы, уклоняясь от суетливых интервью. Зато без счета угощал конфетами коллег и друзей, кормил собак и птиц. Стаи голубей слились в воздушный эскорт на проводах небесно чистого человека! Что может быть душевней, красивей, символичней?! И еще одна деталь. Грустное событие, вероятнее всего, решили смазать, дабы не омрачить настроения Г. Вишневской, юбилей которой выпал на день похорон Георгия Вицина. Однако поймите, господа Эрнсты, известные, неизвестные, но одинаково самодостаточные и самоупоенные собственным «величием и популярностью», что ни за какие бабки не снискать вам известности, популярности и, тем более, величия скромного Короля комедии Вицина. Что, не замечая Народного Артиста даже такого масштаба, вы одновременно срезаете нехилые купоны, фактически еженедельно прокручивая и затирая до дыр ленты с его участием: «Неисправимый лгун», «Кавказская пленница», «Операция «Ы», «Запасной игрок», «Женитьба Бальзаминова»… И что раз ничего равнозначного вам создать не под силу, то элементарный человеческий такт требует элементарной благодарности, которую следовало проявить в последние минуты жизни и проводов того, кто приносил вам, бездарям, деньги и зрителей… Впрочем, совесть в кошельках не ночует.
Итак, последний путь великого советского комика телевизионщики транслировали отнюдь не щедро. Во всяком случае, никакого сравнения с помпезными панихидами и проводами обласканных властью лицедеев Юрия Никулина, Зиновия Гердта, Бориса Тонкова, шоуменов Листьева, Ворошилова и череды их уже забытых коллег, сценариста-острослова Григория Горина… Не спорю, все они были даровитыми людьми. Но разве может заслонить самая звездная гердтовская ипостась пройдохи (ну еще конферансье) ту галерею светлых образов, особенно патриотических, которые были сыграны великими артистами, что ушли от нас незамеченными ни прессой, ни ТВ, ни сильными мира сего?! Если бы не святая передача Леонида Филатова «Чтобы помнили», ставшая его гражданским подвигом, о смерти большинства преданных «демократическому» забвению кумиров масс мы бы и не узнали! Но что поделать, коли сейчас в цене не герои и созидатели, а фокусники, «дети лейтенанта Шмидта» и заводилы азартных игр.
Или, может быть, вклад Маврикиевны и Балбеса в сокровищницу нашей культуры, в укрепление нашей духовности величественнее взноса Всеволода Санаева - полковника Зорина, Георгия Юматова - генерала Трофимова или Владимира Самойлова - Зимородка. О кончине каждого из них либо вообще не было официальных извещений, либо - более скромные, чем некрологи на смерть Высоцкого, лаконичность которых так возмущала «демократов».
Между тем Георгий Юматов не только на экране, но и в жизни до конца оставался мощным, цельным, мужественным и решительным патриотом. Мне не приходилось слышать, чтобы кто-то осудил престарелого актера за то, что он пристрелил некоего азербайджанца-соседа, угодив на склоне лет в тюрьму. Многие лишь вздохнули: каждому бы такой воли! Не секрет же: отнюдь не кавказские праведники, а малопочтительные к нашей культуре абреки заполонили русские рынки, под ними пол-Москвы. Что это за люди в большинстве своем… каждый волен судить на основании личного опыта или сверясь с милицейской хроникой, где раскладка убийств, грабежей и изнасилований включает национальную принадлежность преступников!
Поэтому достаточно представить, как такой вот нерусский гость, глумливо осклабясь, с горским акцентом напевал за стаканом великому русскому актеру: «Ну, и чего ты добился в этой жизни, Жора? Воевал, на минах подрывался, переиграл дюжину полковников и генералов, славил величие Союза и России. А где все это величие, кому нужны твои жертвы, кому на хер сдалась эта Ваша Победа, если вы проиграли по всем статьям?! Если вами понукают все, кому не лень! Кому и какой интерес до твоих заслуг и наград? Кому ты нужен? Сейчас над русской голытьбой наша власть! А ты спиваешься в бессилии и нищете, с позорно убогим пособием. И ни хрена уже не способен сделать в защиту своей лапотной и холопской России»…
Представили? А теперь, зная гордый и неукротимый нрав Георгия, воина-победоносца, нетрудно домыслить дальнейшее.
Так ты, морда, значит, воняешь, что напрасны жертвы и что чхал на Нашу Победу? Что я, Георгий Юматов, ничего не могу?!
И вот уже не согбенный пенсионер, а могучий Красный Офицер Ворошиловский Стрелок Генерал Трофимов снимает ружье и берет врага на мушку! Как никогда тверда рука и зорок охотничий глаз. По клеветникам, мучителям, оккупантам и захребетникам России, пли!
Если бы каждый столь же достойно и гордо жил и умирал, как Георгий Юматов!
Но скажите, может быть, Григорий Горин и Зиновий Гердт для русской духовности - куда более драгоценные алмазы, чем равный Шолохову в кино Сергей Бондарчук, «заслуживший» куда менее пышные похороны, чем эти представители «белопопугайства»?
В полунищете, надорвавшись под тяжкой ношей, от язвы желудка скончался воплощавший Честь и Достоинство в искусстве Владимир Ивашов - Солдат Баллады, Певец Русского Поля и лучший экранный Печорин. Где были все те, кто показательно рыдал по хорошему артисту Гердту и для кого им воспетая Эра Милосердия для отморозков была и есть куда важнее Великой России, мирного Союза братских народов, полета голубей и зимородков?!
Как-то показали пронзительный репортаж с могилы Георгия Милляра, прожившего 97 лет гениального француза, ходячей энциклопедии русской сказки в образах. Вместо памятника - сиротливый кусок бумаги с ФИО и фоткой непревзойденного и бессмертного Кощея, Бабы Яги, Чуда Юда, Квака, Фингала, Гусляра… Вот и вся благодарность за Русскую Сказку.
В безвестности (официальном забвении), бедности (сейчас моднее некая «малоимущесть»), а то и нищете и пьянстве ушли в мир иной Николай Рыбников и Юрий Белов, Николай Михеев и Иван Лапиков, Станислав Чекан и Леонид Марков, Фрунзик Мкртчян и Николай Парфенов, Люсьена Овчинникова и Алла Ларионова, Всеволод Сафонов и Владимир Дружников, Борис Новиков и Сергей Филиппов, Вадим Спиридонов и Александр Соколов… Все они были большие таланты, любимцы публики, подлинно народные артисты. Но о смерти их не оповещалось с телеэкранов, а если и обмолвился кто, то вскользь. Ну, куда, болезным, тягаться по части траурных почестей с исполнителем роли Паниковского или ироничным интерпретатором жизненных коллизий Мюнхгаузена и Свифта. Это как - справедливо?
Таким вот неравным счетом-обсчетом, когда народные артисты, воспевавшие Россию, «вычеркиваются» из памяти и списка великих, а «избранные» по национальному и лояльному признаку перекатыши превозносятся, «демократы» добились как раз обратного. Народ не терпит несправедливости. Он любит и героизирует обиженных и гонимых за счет, может быть, и не настолько уж заслуженного презрения к тем, кого по взаимности славят и холят власть и ненавистники России. Так было и так будет до тех, пока Мир, Дружба, Справедливость, Равенство, Общинность, Любовь к Родине не восторжествуют снова в умах, душах, сердцах и памяти граждан Великой России!