Автор Тема: Церков и коммерция  (Прочитано 5672 раз)

Оффлайн Новичёк

  • Administrator
  • Hero
  • *****
  • Сообщений: 15347
  • Репутация: +28/-108
    • Личное сообщение (Оффлайн)
Церков и коммерция
« : Января 25, 2012, 14:19:07 »
Корпорация «церковь»



ВПЕРВЫЕ ИССЛЕДОВАНА ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

      Эпизоды экономической деятельности Русской православной церкви то и дело появляются в печати. Но и без этих публикаций очевидно, что существовать вне денег и хозяйственных отношений такая гигантская структура не может. Как духовный полюс общества церковь привлекает огромное внимание; как коммерческая структура она абсолютно закрыта от общества. Чем выше в последние годы политическое значение церкви и ее главы (по государственному светскому протоколу патриарх - шестой человек), тем активнее церковь врастает в экономику. И речь идет не только о заработках на торговле свечами, крестинах и отпеваниях. Авторы впервые, кажется, проведенного масштабного исследования экономической деятельности РПЦ и ее теневой составляющей, к примеру, уверены: на территории СНГ церковь превратилась в гигантский офшор с неконтролируемыми денежными потоками. Парадоксально, но благосостояние РПЦ впрямую не зависит ни от количества прихожан, ни от количества приходов.
      "Московские новости" благодарны Центру по изучению нелегальной экономической деятельности при РГГУ под руководством Льва Тимофеева за возможность публикации части проведенного исследования.
      Официальные данные об экономике церкви, оглашаемые лично Патриархом Алексием II, весьма скудны. Раз в два года на очередном Архиерейском соборе (собрании всех епископов, состоящих в штате церкви) он зачитывает основные сведения о структуре доходов и расходов центрального управленческого органа - Московской патриархии - сразу за весь период между соборами. Из последнего отчета, сделанного в феврале 1997 года (кстати, очень приблизительного и не раскрывающего ни общей суммы церковного бюджета, ни даже структуры доходов и расходов), следует, что основную прибыль Московской патриархии принесли "управление своими временно свободными средствами, размещение их на депозитарных счетах, приобретение государственных краткосрочных облигаций и других ценных государственных бумаг", а также некоторые ее коммерческие предприятия, в первую очередь выпускающее церковную утварь художественно-промышленное предприятие (далее - ХПП) РПЦ "Софрино". Взносы же епархиальных управлений, основного управленческого звена в структуре РПЦ, составили чрезвычайно маленькую сумму - чуть более двух процентов бюджета Патриархии, - которая не позволяет должным образом финансировать даже общецерковные образовательные учреждения.

СВЯТО-ДАНИЛОВ МОНАСТЫРЬ

      В соответствии с Уставом об управлении РПЦ, принятым в 1988 году, назначение на должность на каждой из нижестоящих ступеней полностью зависит от вышестоящей. Зато в экономической сфере нижестоящее звено подчиняется вышестоящему только условно. Формально существующая система взимания внутрицерковных налогов реально не работает. Тем более что ни в Уставе РПЦ, ни в других опубликованных документах церкви не зафиксированы проценты или конкретные суммы, которые епархии или приходы должны перечислять "наверх". По свидетельству Патриарха, 76 епархий, напрямую подчиняющихся Московской патриархии и объединяющих более 7 тысяч приходов, дают в общецерковную казну сумму в десять раз меньшую, чем одна не очень большая гостиница в центре Москвы (на 1994 год доходы от принадлежащего Патриархии гостиничного комплекса "Даниловский" составили 22,5 проц. от общего бюджета, взносы же от епархий составили лишь 2,5 проц.).

ИСТОЧНИКИ ДОХОДА МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

 На самом высоком уровне - на уровне Московской патриархии и ее отделов - об источниках дохода можно говорить достаточно конкретно, хотя недостаток достоверной информации и здесь ощущается весьма остро. Получаемые Патриархией средства идут по нескольким самостоятельным каналам, которые контролируются людьми из ближайшего окружения Патриарха. Некоторые из них занимают официальные должности, некоторые - нет. Хорошо представляющий себе обстановку в Московской патриархии бывший пресс-секретарь Патриарха Е.Комаров пишет: "Как в любой замкнутой системе, действующей по искусственным законам некой идеологии, удельный вес чиновника определяется там не названием должности, а сложной композицией неформальных связей".
      Коммерческая деятельность для церкви, особенно в некоторых областях, недопустима.
      Другая проблема состоит в том, что необходимо отделить организации, приносящие Патриархии реальный доход (о них мы расскажем ниже), от организаций, пользующихся ее лоббистскими возможностями и авторитетом, но не делающих значительных отчислений в ее кассу. Хотя структуры второго типа, как правило, прикрывают свою коммерческую деятельность различными гуманитарными проектами и о них известно существенно меньше, чем о полузакрытых структурах первого типа, именно с ними в общественном сознании и публикациях СМИ ассоциируется почти вся экономическая деятельность, ведущаяся Московской патриархией.
      Даже сам Патриарх в публичных выступлениях увязывает коммерческую деятельность церкви исключительно с участием в гуманитарных проектах. В прошлом году он сказал в интервью следующее: "Несовместима коммерция с церковью. И мы говорим о том, что иногда, может быть, приходилось нам получать и гуманитарную помощь, и к нам часто обращаются различные государственные структуры, чтобы церковь присутствовала при распределении гуманитарной помощи, видя в этом гаранта того, что эта гуманитарная помощь будет достигать адресата. Но коммерческая деятельность для церкви, особенно в некоторых областях, недопустима".
      Логичным поступком для Патриарха в этой системе координат стало учреждение им "Российского благотворительного фонда примирения и согласия", который финансирует скандально известная предпринимательница Г.Сотникова. Помимо Сотниковой, непосредственно на Патриарха имеют выход представители еще нескольких коммерческо-благотворительных структур. Одна из них - группа фирм, связанных с предпринимательницей Еленой Шульгиной.

НИ ОДНА ИЗ ЭТИХ СТРУКТУР НЕ ИЗВЕСТНА ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЕ

      Интересно, что, несмотря на близость к Патриарху и слово "православный" в названии, ни одна из этих структур не известна, собственно, православной прессе. Во всяком случае, автору не удалось обнаружить в Интернете ни одной ссылки на них на православных информационных сайтах, что дает основание усомниться, задействованы эти структуры в какой-либо благотворительной или образовательной деятельности или являются чисто коммерческими предприятиями. Во всяком случае, весной 1999 года к 70-летнему юбилею Патриарха Алексия II упомянутые Патриаршие мастерские представили в Кремле выставку своих работ. Это был первый и пока единственный раз, когда об их деятельности стало известно прессе. На территории монастыря или под его контролем действуют еще несколько коммерческих структур, но неизвестно, связаны ли они с фирмами Шульгиной.
      Очевидно, что все эти структуры малозначимы в экономическом отношении (кроме тех, что подконтрольны Отделу внешних церковных сношений) и вряд ли способны финансировать общецерковные структуры. Важнейшей "кормилицей" Патриархии является (или являлась) группа компаний АО "Международное экономическое сотрудничество" (МЭС).
      Неизвестно, кто конкретно управляет принадлежащим церкви пакетом акций МЭС и кому непосредственно подчинялся епископ, входивший в совет директоров компании. Кроме Патриархии, МЭС была также тесно связана с Управлением делами Президента РФ, продавая нефть в рамках программы реконструкции Кремля. Тесное сотрудничество Московской патриархии с Управлением делами Президента РФ наглядно проявилось и в другом крупном проекте - поисках алмазов на Ломоносовском месторождении в Архангельской области в 1996 году. В настоящее время Патриархия вышла из этого проекта, однако бывший епископ Архангельский Пантелеимон еще в 1997 году входил (может быть, входит и в настоящее время) в число членов правления ТОО "Норд-Диамонд-Инвест", которое является зависимым от добывающей алмазы компании ОАО "Севералмаз" и даже находится по одному с ней адресу.

В ГОД "СОФРИНО" ЗАРАБАТЫВАЛО НЕ МЕНЕЕ 3,6 МЛН ДОЛЛ.

      Наиболее важные экономические проекты по должности должен курировать управляющий делами МП архиепископ Солнечногорский Сергий (Фомин), который к тому же отвечает за работу с епархиями (а следовательно, и за получение с них денег). Именно ему подчинены два постоянных источника доходов Патриархии - гостиничный комплекс "Даниловский" и ХПП "Софрино".
      Руководитель "Софрино" Евгений Пархаев - фигура самостоятельная. По мнению бывшего пресс-секретаря Патриарха Е.Комарова, "Пархаев - наиболее влиятельный в финансовом отношении церковный деятель, его структуры - главный бюджетообразующий фактор в Патриархии, так что его пристрастия Патриархом всегда вынужденно учитывались".
"Софрино" процветает не только потому, что для любого прихода РПЦ престижно иметь утварь или облачения, сделанные в "Софрино", но и потому, что оснащенное отличным оборудованием предприятие активно ищет контракты на стороне.
      В докладе 1997 года Патриарх упомянул, что ежемесячный оборот "Софрино" достиг 10 млрд. руб., что в переводе на тот момент составляло 2 млн. долл. То есть годовой оборот предприятия, по официальным данным, достигал 24 млн. долл. Если взять минимальную норму рентабельности в 15 проц. (при меньшей рентабельности на постсоветском пространстве не работают), то это означает, что в год "Софрино" зарабатывало не менее 3,6 млн. долл.
      Если верить этим цифрам, только на перепродаже произведенной "Софрино" продукции епархиальные управления, при минимальной наценке в 30 проц., зарабатывали в год 8 млн. долл., или в среднем чуть больше 105 тыс. долл. на одну епархию, подчиненную Московской патриархии. И это только товар "Софрино", и только с минимальной рентабельностью. Однако прямой связи между объемом произведенной "Софрино" продукции и объемами продаж епархиальных складов нет. Общеизвестны и большая доля произведенной в "Софрино" "нецерковной" продукции, и прямые закупки на предприятии "ходоками" приходов или независимыми дистрибьюторами, и первоочередное распределение продукции среди узкого круга сверхбогатых и многолюдных епархий (в первую очередь Московской, а также упомянутых в докладе Патриарха Воронежской, Екатеринбургской, Ставропольской). Финансовый директор "Софрино" затрудняется определить долю своего предприятия на рынке церковной продукции, подтверждая, однако, что в основном она идет в Московский регион и в отдельные епархии (Челябинскую, Саратовскую, Тюменскую), где архиереи проводят жесткую экономическую политику, ориентированную именно на это предприятие. Однако уже в близких к Москве Ярославской или Костромской епархиях в разных храмах "софринская" продукция составляет от 30 до 80 проц. ассортимента.
      Представляется вероятным, что в некоторых своих проектах Пархаев и подконтрольные ему структуры работают вместе с Отделом внешних церковных сношений (ОВЦС). Так, например, пресс-служба распространила сообщение, что "Русской православной церковью открыт специальный счет, предназначенный для сбора добровольных пожертвований в пользу православных христиан и всех мирных жителей Югославии, пострадавших в ходе ракетно-бомбовых ударов НАТО". Счет был открыт в "Русском генеральном банке" (РГБ), одним из основных учредителей которого, то есть одним из первых кандидатов на получение льготных кредитов, является ХПП РПЦ "Софрино".

ПАТРИАРХУ ПОДЧИНЕНЫ 5 ПРОЦ. ВСЕХ ПРИХОДОВ ЦЕРКВИ, ПРИЧЕМ САМЫЕ БОГАТЫЕ

      Помимо помощи государства и благотворителей, прибыли от предприятий общецерковного значения и денег, перечисляемых епархиями, аппарат МП имеет мощный финансовый резерв, обусловленный статусом Патриарха как правящего архиерея Москвы (более 300 приходов). Кроме того, через своего наместника - митрополита Крутицкого Ювеналия (Пояркова) Алексий II номинально контролирует более 600 приходов в Московской области. То есть Патриарху подчинены 5 проц. всех приходов церкви, причем самые богатые пять процентов.

БИЗНЕС ОТДЕЛА ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СНОШЕНИЙ

      Видимо, из всех отделов Московской патриархии наиболее масштабную экономическую деятельность ведет Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС), чья рискованная экономическая инициатива (беспошлинный ввоз сигарет под видом гуманитарной помощи) стала, - говорят, не без содействия конкурентов из других отделов, - достоянием гласности.
     Непосредственно организацией ввоза и продажи сигарет примерно в 1996 - 1998 гг. занимались благотворительный фонд "Ника" и Штаб по гуманитарной помощи РПЦ (руководитель - заместитель председателя ОВЦС архиепископ Калужский Климент (Капалин).
      Наиболее масштабную экономическую деятельность ведет Отдел внешних церковных сношений
     Сигареты поставлялись на суммы в миллионы экю (в документах упоминаются партии на 15 и 24 млн экю). Деньги, полученные от использования таможенных льгот, в разные периоды проходили через такие банки, как "Александр-банк", "Пересвет", "Калужский земельный банк".
      Помимо сигарет, ОВЦС занимался также беспошлинным ввозом куриных окорочков через Штаб по гуманитарной помощи. После грандиозного "сигаретного" скандала, устроенного прессой накануне Архиерейского собора 1997 года, этот штаб с февраля 1997 года возглавил формально нейтральный епископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), руководитель малозначительной комиссии по делам монастырей. Однако на деле, по словам одного из сотрудников ОВЦС, пожелавшего остаться неизвестным, штаб по-прежнему находится под контролем этого отдела, поскольку присвоение епископу Алексию статуса заместителя председателя ОВЦС решено было не оглашать.
Представляется вероятным, что после скандала и ужесточения таможенной политики Штаб по гуманитарной помощи в основном утратил свое значение. Неизвестно, продолжает ли подобная помощь поступать после разоблачений 1996–1997 годов.
      Другим, более актуальным экономическим проектом ОВЦС стала организация паломнических туров, особенно на Святую землю в юбилейном 2000 году. Было объявлено, что ОВЦС (от лица Патриархии) становится главным организатором такого рода туров и что члены церкви должны отправляться в паломничество только с его помощью.
      Полностью материалы исследования опубликованы в книге "Экономическая деятельность Русской православной церкви и ее теневая составляющая" под редакцией и с предисловием Льва Тимофеева (Москва, РГГУ, 2000).

ДОСЬЕ "МН"

      Коммерческо-благотворительные структуры, связанные с Московской патриархией: "Российский благотворительный фонд примирения и согласия" финансируется Гюльназ Сотниковой, руководительницей группы "Вертэкс" (АОЗТ "Вертэкс" (медуслуги), АОЗТ "Вертэкс-Траст" (консалтинг), ЗАО "Вертэкс-Трейдинг" (торговля и строительство), ТОО "Софра" (издательский бизнес), ЗАО "Авиакомпания "Вертэкс-Аэро" (грузоперевозки). С помощью "Вертэкс-Аэро" Сотникова в этом году временно парализовала авиаперевозки из Китая, пытаясь стать единым агентом международных грузоперевозок в России. Налоговые органы неоднократно предъявляли претензии к деятельности фирм Сотниковой.
      Фирмы, связанные с предпринимательницей Еленой Шульгиной и базирующиеся на территории Данилова монастыря (официальной Синодальной резиденции Патриарха): Международный православно-просветительский центр (он же - издательство Данилова монастыря "Даниловский благовестник", создан в 1993 г.), Патриаршие мастерские (их учредители - благотворительный фонд "Святыни России" и Клуб православных предпринимателей).
      Коммерческие структуры Московской патриархии: Группа компаний АО "Международное экономическое сотрудничество" (МЭС). Московская патриархия владеет 20 проц. акций. АО (ранее владела 40 проц.). До 18 июля 1999 г. представителем Патриархии в совете директоров МЭС был епископ Виктор Подольский (Пьянков). МЭС составила капитал на продаже нефти за рубеж на льготных условиях, в частности, в рамках программы реконструкции Кремля. На 1997 г. имела оборот примерно в 2,7 млрд. долл.
      Художественно-промышленное предприятие "Софрино". Создано в 1980 г. на основе мастерских. На октябрь 1999 г. действовало 7 цехов: иконный, утвари, литейный, ювелирный, пошивочный, типографский, свечной. В конце 1997 г. под давлением налоговых служб была закрыта сеть фирменных "софринских" киосков на московских вокзалах и в центре столицы. Летом 1999 г. Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями провело обыски в цеху "Софрино" в Алексеевском, и он был закрыт.
      Коммерция Отдела внешних церковных сношений МП: Компания "Ника" образована в 1992 г., находится в ведении ОВЦС. Начала с перепродажи одежды, обуви и др. товаров в регионы. В 1994 г. инвестировала 1 млрд. "церковных" рублей в автозаправочный бизнес и, через полтора года утроив капитал, вышла из него. В 1995 г., получив от правительственной комиссии по международной гуманитарной и технической помощи разрешение на беспошлинный ввоз сигарет с последующей реализацией, церковь заработала 2,5 млрд. руб. В 1996 г. преобразована в Церковный благотворительный центр "Ника" (гендиректор С.Филиппов). /"Московские новости", 27 июня–3 июля 2000г/Софрино
« Последнее редактирование: Апреля 04, 2017, 21:17:59 от john »

Оффлайн RomanF

  • Full
  • ****
  • Сообщений: 1750
  • Репутация: +5/-35
    • Личное сообщение (Оффлайн)
Церков и коммерция
« Ответ #1 : Января 25, 2012, 16:03:32 »
Познавательно.
церковь вообще богато живёт
Проблема не в том, что их нет, а том, что которые есть - не те... :(

Оффлайн john

  • Administrator
  • Hero
  • *****
  • Сообщений: 11751
  • Репутация: +26/-16
    • http://r9al.ru
    • E-mail
    • Личное сообщение (Оффлайн)
Re: Церков и коммерция
« Ответ #2 : Января 30, 2014, 04:36:30 »
Русская православная церковь предлагает ввести в законодательство понятие "религиозно-исторических мест" для государственной охраны монашеской жизни. С соответствующей инициативой выступила в среду на Рождественских парламентских встречах в Думе глава юридической службы Московской патриархии инокиня Ксения (Чернега).

"Решение о создании таких мест должно приниматься уполномоченным органом во взаимодействии с централизованными религиозными организациями", - пояснила представительница РПЦ. По ее словам, понятие "религиозно-исторических мест" должно распространяться на крупные монастыри, в частности Соловецкий, Валаамский и Новоиерусалимский.

"Главное, что государственной охране в границах таких мест будут подлежать не только объекты культурного наследия, материальные объекты, но и формы монашеской жизнедеятельности, осуществляемой соответствующими религиозными организациями, такое нематериальное благо", - приводит ИТАР-ТАСС слова инокини Ксении.

Она добавила также, что это и ряд других законодательных предложений, в том числе нацеленных на оказание финансовой помощи со стороны государства в содержании переданных в собственность РПЦ памятников культуры, готовились совместно с профильными комитетами Госдумы.

Глава Отдела Московского патриархата по взаимодействию церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, со своей стороны, отметил в интервью ИТАР-ТАСС, что введение в законодательство понятия "религиозно-исторических мест" позволит защитить их от застройки и неподобающего поведения граждан.

"Эти места сегодня надо защищать от новой застройки, чтобы не произошло того, что происходило в деревне под Радонежем, которую пытаются застроить коттеджными поселками", - пояснил Чаплин.

По его мнению, проведение в таких местах тех или иных мероприятий "нужно соотносить с культурой этого места". "Если устраивается фривольное шоу, это конечно не соответствует тому, что ожидает от этого места большинство наших сограждан. Если кто-то устраивает пьянки с шашлыком, это тоже лучше делать где-то еще", - пояснил собеседник агентства.

Протоиерей Чаплин считает, что новый статус, в случае принятия закона, даст возможность "пользоваться особенной поддержкой с точки зрения восстановления памятников истории и культуры, смыслового туризма, сохранению исторических дорог, исторических богослужебных зданий".

 

Последние сообщения на форуме: