Из анналов цистерцианского Мельрозского монастыря (Южная Шотландия, 1238): "Тут впервые прошел слух по земле нашей, что нечестивое полчище татарское многие земли разорило,; истинно ли это, будущее покажет..." (Матузова, 1978. с.182).
Хроника бенедиктинского монастыря Святого Эдмунда известие о нашествии татар (1239): "Племя нечестивое, татарами называемое, которое, недавно нахлынув с островов, наводнило [собою] поверхность земли, опустошило Венгрию с прилежащими к ней областями" (Матузова, 1978. с.182).
Геравзий Кентерберийский в "Деяниях королей" (1240): "Бесчисленное множество варваров, нахлынув с востока, все королевства, вплоть до Венгрии и Руси, невзирая ни на образ жизни, ни на вероисповедание, без различия уничтожило. Они татарами зовутся" (Матузова, 1978. с.183). Это свидетельство нельзя признать, как документ уточняющий место, откуда пришли монголы. Русь - это Киев и прилегающие земли; поэтому с востока на Русь могли придти и рязанцы.
Анналы бенедиктинского Тьюксберийского монастыря (1240-41): "Явился некий народ, называемый татарами, сыны Измаиловы, вышедшие из пещер [числом] до 30 миллионов и более. Но герцог баварский многих убил и сбросил в реку ...Генрих, сые императора Фридриха, был убит татарами, и великое избиение людей содеяно в канун дня святых Косьмы и Дамиана" (Матузова, 1978. с.183).
Матвей Парижский в Великой хронике": "...племя человеческое... и бесчеловечное...люди бесчеловечные и диким животным подобные... словно чума, обрушились на человечество... словно саранча, кишели они, покрывая поверхность земли... со стремительностью молнии...А головы у них слишком большие и совсем не соразмерные туловищам. Питаются сырым мясом, также и человеческим. Они отличные лучники. Через реки они переправляются в любом месте на переносных, сделанных их кожи лодках. Они сильны телом, коренасты, безбожны, безжалостны. Язык их неведом ни одному из известных нам [народов]. Они владеют множеством стад, вьючного скота и коней. А кони у них чрезвычайно быстры [и] могут трехдневный путь совершить за один [день]. Дабы не обращаться в бегство, они хорошо защищены доспехами спереди, [а] не сзади" (Матузова, 1978. с.184).
Более интересное сообщение (там же, 1238): "жители Готии и Фризии убоявшись их нашествия, не пришли в Англию, в Гернему, как у них заведено, во время лова сельди, которой они обычно нагружали свои суда. А потому сельдь в этом году в Англии из-за обилия [ее шла] почти за бесценок - даже в отдаленных от моря местностях до сорока или пятидесяти штук, даже самую отборную, продавали за одну серебряную монету" (Матузова, 1978. с.185). Неужели бои на Руси так напугали англичан? Сомнительно.
Матвей Парижский приводит призыв к объединенной борьбе с татарами германского императора Фридриха II ко всем европейским государям. Однако его противниеи распускают слухи о тайном сговоре императора с татарами (Матузова, 1978. с.187-188).
Приведем еще одно удивительное сообщение Матвея Парижского. Он пишет, что имперские евреи решили оказать военную помощь татаро-монголам (Матузова, 1978. с.189). Кто такие монголы, что ему евреи Священной Римской империи, не ограниченные в финансах, готовы оказать военную помощь! Поедатели человеческого мяса? (Как не вспомнить еврейскую версию о происхождении монгол - см. лекцию 6).