Охрана здоровья населения является одним из приоритетных направлений внутренней политики Российской Федерации как социального государства. Этот вывод непосредственно следует из части 1 статьи 41 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Данному праву корреспондирует обязанность государства обеспечить надлежащую охрану здоровья людей и оказание качественной медицинской помощи (часть 1 статьи 7 Конституции РФ).
Вместе с тем появление многочисленных частных стоматологических, косметологических, массажных и т.п. клиник, оказывающих соответствующие медицинские услуги за плату, позволяет констатировать, что на сегодняшний день деятельность в сфере здравоохранения активно коммерциализируется и становится разновидностью предпринимательской деятельности с присущими ей признаками: рисковым характером и направленностью на систематическое получение прибыли.
Для того, чтобы это не привело к ухудшению качества оказываемой деятельности, а в конечном счете – к нарушению конституционного права на охрану здоровья, законодателем на хозяйствующих субъектов, желающих заниматься предпринимательской деятельностью в сфере здравоохранения, возложена обязанность по получению лицензии. Нормативной основой для этого являются подпункты 47-51 и пункт 96 пункта 1 статьи 17 Закона о лицензировании, согласно которым лицензированию подлежит:
1. фармацевтическая деятельность;
2. производство лекарственных средств;
3. производство медицинской техники;
4. техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
5. изготовление протезно-ортопедических изделий по заказам граждан;
6. медицинская деятельность.