Ну вот, пожалуй приступлю...
ПредысторияВ процессе разработки высокостабильных кварцевых генераторов возникла необходимость точного измерения их параметров. Эти измерения производятся в двойной "П" цепи согласно международных стандартов IEC 444-1 и IEC 444-2. схема двойной "П" цепи следующая:
Такая схема обеспечивает сопротивление с обеих сторон измерительных приборов 50 Ом, а резонатора с каждой стороны - 12,5 Ом, т.е. общая нагрузка резонатора - 25 Ом. Поскольку у меня имелся древний аттенюатор (за 30 лет) с диапазоном частот от 0 до 1 ГГц от какого-то прибора, но с сопротивлением 75 Ом, то мне пришлось пересчитать сопротивления резисторов "П" цепи, чтобы затухание и сопротивление со стороны резонатора остались прежними, а со стороны приборов стало 75 Ом. Если это кого-то интересует, то номиналы двойной "П" цепи могу привести дополнительно.
Однако главное, что необходимо - это обеспечить высокую стабильность, точность и малый шаг перестройки, поскольку, например для резонатора РК187М на частоту 5 МГц при его добротности 2,5·10
6, полоса пропускания составляет всего 2 герца! А для резонатора РК335А на частоту 2,592 МГц и добротности 4·10
6, составляет всего лишь 0,648 герца. Поэтому было принято решение о создании синтезатора с разрешением в 0,01 герца и диапазоном перестройки от 0 до 12 МГц, поскольку большинство прецизионных резонаторов, обеспечивающих наивысшую стабильность, изготавливаются на частоты от 2,5 до 10 МГц. Причём с увеличением частоты и уменьшением размера кварцевой пластины добротность и долговременная стабильность таких резонаторов падает.
Строить синтезатор решено было на микросхеме
прямого цифрового синтеза (DDS) AD9835. Эта микросхема поддерживает работу на входной тактовой частоте до 50 МГц, но имевшийся термостатированный высокостабильный генератор "Гладиолус" выдаёт частоту 10 МГц.
Поэтому был использован вспомогательный управляемый напряжением кварцевый генератор VCXO-250H на частоту 40 МГц, который с помощью цепи ФАПЧ синхронизировался с генератором "Гладиолус" (подробности - далее, при обсуждении схемы). Паспортная нестабильность "Гладиолуса" за сутки не более 5·10
-9, однако реально его стабильность существенно выше, практически на порядок. Изменение частоты за год не превосходит 1,5·10
-8. Частота его контролировалась по сигналам спутниковой навигационной системы GPS, что обеспечивает точность измерения менее 10
-12 за сутки.
Собственно синтезаторПоскольку это первый пост, то он будет по большей части обзорным, тем не менее, если возникают какие-либо вопросы - спрашивайте, постараюсь ответить. Пока желательно не спрашивать про схемотехнику и программное обеспечение - это будет в следующих постах.
Синтезатор собран в корпусе от вольтметра В7-16. Вот морда его лица (картинка кликабельна):
Сразу же приношу извинения за возможно не очень качественные фотографии и наличие внутри скопившейся за многие годы пыли.
Слева внизу - выходной разъём, при нулевом ослаблении аттенюатора на нагрузке 75 Ом выходное напряжение 1 В
эфф. Над ним - ЖКИ дисплей, на котором отображается частота в герцах и режим работы. Под режимом работы понимается следующее - это шаг изменения частоты на один шаг вращения энкодера. Число импульсов на оборот выбранного, а точнее имеющегося энкодера - 128, соответственно шагов на оборот будет в четыре раза больше - 512. Изменение режима позволяет выбрать шаг изменения выходной частоты на один шаг энкодера: 0,01 Гц, 0,1 Гц, 1,0 Гц или 10 Гц. Поскольку если исследуются низкодобротные цепи, то с шагом в 0,01 Гц можно запариться крутить энкодер!
Собственно маховичёк энкодера расположен по центру, чуть выше выходного разъёма - имеет характерный алюминиевый цвет. Выше маховичка энкодера расположен аттенюатор, имеющий две соосных ручки переключения ослабления: внешний многогранник - от 0 до 60 дБ с шагом 10 дБ и внутренний прямоугольник - от 0 до 10 дБ с шагом 1 дБ.
Справа расположена обычная телефонная клавиатура, цифровые клавиши - набор частоты. "*" - десятичная точка, "#" - ввод (Enter), установка набранной на клавиатуре частоты. Остальные четыре клавиши без надписей служат для выбора одного из четырёх режимов выбора шага частоты энкодера. Надпись на дисплее о готовности появляется сразу после включения, если не было вращения энкодера или набора на клавиатуре.
Вот как выглядит отображение максимальной частоты с максимальным разрешением 0,01 Гц (кликабельно):
Слева на дисплее отображено "M1", что соответствует шагу энкодера в 0,01 Гц
А вот произвольная частота в том же режиме - с тем же разрешением (кликабельно):
А вот в режиме с шагом в 10 Гц, единицы, десятые и сотые герца - всегда нули (кликабельно):
А вот собственно потрохи синтезатора:
Собственно плат - четыре:
1. Блок питания - расположен на задней стенке между коаксиальными разъёмами и трансформатором.
2. Сетевой фильтр - также расположен на задней стенке справа от трансформатора.
3. Плата управления - на горизонтальной пластине слева, где генератор "Гладиолус".
4. Плата цифрового синтеза - на горизонтальной пластине справа, подключён потемневший от времени разъём аттенюатора.
Вид на заднюю стенку (кликабельно):
Два коаксиальных гнезда внизу не подключены, это выход синхронизации - прямоугольные импульсы установленной частоты, и вход модуляции - в принципе нужен для поверки аттенюатора на установках для поверок аттенюаторов типа Д1-9 и т.д. Соответствующие разъёмы на платах имеются. Слева в самом низу, за шлейфами почти не виден, установлен разъём интерфейса RS-232, через который возможно управление синтезатором от компьютера, однако в текущей версии программного обеспечения это не предусмотрено.
А это плата управления (кликабельно):
Видны генератор "Гладиолус", правее его вверху - управляемый напряжением кварцевый генератор, который синхронизируется с ним. Справа внизу - не подключенный разъём внешней модуляции. Между разъёмами - собственно процессор в панельке.
А это собственно плата цифрового синтеза (кликабельно):
Собственно микросхема DDS расположена слева вверху, под разъёмом. Правее и выше, рядом с подстроечным резистором, - сдвоенный быстродействующий операционный усилитель (описание будет далее, когда будут рассматриваться схемы). Внизу слева также виден не подключенный разъём - это выход синхронизации.
А теперь, вид на переднюю панель сзади (кликабельно):
Слева видна обратная сторона клавиатуры со шлейфом снизу, правее - здоровенная железяка с двумя мощными разъёмами сверху, - это аттенюатор. Правее его, внизу - оптический энкодер. Справа вверху - ЖКИ дисплей. Под ним - выходной разъём синтезатора.
Ну вот, на сегодня пожалуй, всё. Далее будут схемы, а затем программное обеспечение.
Если есть вопросы - задавайте!