Тем, кто интересуется, я думаю будет интересно познакомиться с
Актом технического расследования причин аварии.
Приведу лишь несколько фактов из Акта:
1. Максимально допустимая согласно технических условий величина вибрации турбины № 2 была превышена
ещё в мае (авария произошла в августе) и с этого момента постоянно возрастала.
2. Авария на гидроагрегате № 2 (разрушение конкретного технического устройства) произошла в момент срыва крышки турбины вследствие излома шпилек крепления крышки. В результате визуального осмотра 49 шпилек крепления крышки турбины гидроагрегата № 2 в изломах шпилек выделены две зоны: зона усталостного излома и зона долома (письмо 23.09.2009 г. № 04/23/- 2561 ВС ОАО НПО «ЦНИИТМАШ»):
41 шпилька разрушилась по резьбе при площадях усталостного излома:
от 5 до 10 % от общей площади сечения шпильки на 5 шпильках;
от 20 до 30 % от общей площади сечения шпильки на 3 шпильках;
от 35 до 40 % от общей площади сечения шпильки на 8 шпильках;
от 50 до 55 % от общей площади сечения шпильки на 6 шпильках;
от 60 до 65 % от общей площади сечения шпильки на 4 шпильках;
70 % от общей площади сечения шпильки на 3 шпильках;
от 80 до 85 % от общей площади сечения шпильки на 3 шпильках;
от 90 до 95 % от общей площади сечения шпильки на 6 шпильках;
от 97 до 98 % от общей площади сечения шпильки на 2 шпильках.
Две шпильки разрушились без признаков усталостного разрушения по механизму статического отрыва.
Остальные 6 шпилек имеют полную длину, резьба не сорвана, что может свидетельствовать
об отсутствии на них гаек в момент срыва турбины.
3. События (лица) предшествующие и способствующие возникновению аварии -
Чубайс Анатолий Борисович (третий в списке из 6 лиц).