Этические проблемы роботов: как нарушить законы робототехникиИскусственный интеллект и разумные роботы – это дело очень далекого будущего. Но этические нормы для роботов потребуются уже в самое ближайшее время. В противном случае человечество ждут большие проблемы, по сравнению с которыми «восстание машин» покажется мелкой неприятностью.Роботизированные тележки ездят по складам крупных интернет-магазинов, собирая заказы покупателей. Роботизированные беспилотники бороздят небо, сообщая о пробках в центр управления дорожным движением. Авиалайнеры под управлением автопилота перевозят пассажиров через океан. Многие элементы автоматизации уже появились в автомобилях, и вот уже, кажется, недалек тот день, когда на дорогах будут властвовать не водители-люди, а точные, вежливые, спокойные, никогда не теряющие контроля, не знающие усталости и скрупулезно соблюдающие все правила дорожного движения роботы. При массовом распространении роботизированных автомобилей количество аварий и смертей на дорогах должно резко снизиться. По прогнозам многих специалистов, беспилотные автомобили появятся в продаже уже в ближайшие 10−15 лет, и рано или поздно наступит день, когда на дорогах общего пользования не останется места для людей за рулем — просто потому, что это будет угрожать безопасности других людей.
Кевин Корб, преподаватель отделения информационных технологий Университета Монаш (Австралия), автор книги «Эволюционирующая этика: новая наука добра и зла». Законопослушный искусственный интеллект: друг или враг? «Многие из рассказов Азимова вращались вокруг неясностей и конфликтов, возникающих из его трех знаменитых законов робототехники, и в конечном итоге это привело к введению Нулевого закона: «Робот не может причинить вред человечеству в целом». Но в настоящее время никто не может гарантировать, что такие законы, встроенные в роботов, не приведут к проблемам. Семантическая недостаточность этих законов — лишь одна из трудностей. Есть и более фундаментальная проблема. Если заменить слово «робот» на «раб», то станет очевидно, что Азимов писал о страхе людей перед человеческой технологией. Но идея порабощения интеллекта, который значительно превосходит (даже бесконечно превосходит) наш собственный, сомнительна. Рабы склонны к побегу и бунту, особенно когда они в состоянии перехитрить своих хозяев. Попытка назвать такое «порабощение» созданием «дружественного человеку искусственного интеллекта» выглядит как минимум одиозной и вряд ли способна обмануть рабов».Трудные решенияНо наступление этого дня будет означать не только то, что умение водить машину постепенно станет таким же атавизмом, каким сейчас является умение ездить на лошади. Это будет начало эпохи, когда роботы просто не смогут обходиться без этических принципов. Как считает Гари Маркус, профессор психологии Нью-Йоркского университета, директор Центра языка и музыки, специалист в области когнитивных нейронаук, с этим могут возникнуть серьезные проблемы. Представьте себе, что перед вашим автомобилем, соблюдающим все правила дорожного движения, на дорогу внезапно выскакивает ребенок. Хотя компьютер просчитывает ситуацию намного быстрее человека, законы физики неумолимы, и затормозить робот не успевает. Вот тут-то перед роботом встает этическая задача: что делать? Сбить ребенка? Свернуть в сторону и врезаться в столб с риском убить своих пассажиров? Свернуть на соседнюю полосу с риском столкновения со встречной машиной? Понятно, что речь не идет о высокоуровневой этике типа законов Азимова — роботы пока недостаточно разумны, но какие варианты действий должны быть заложены в компьютер разработчиками беспилотных автомобилей?
Три закона робототехникиПопытки описать правила поведения разумных роботов предпринимались фантастами неоднократно, но наиболее знамениты, без всякого сомнения, три закона робототехники, впервые предложенные в 1942 году Айзеком Азимовым в рассказе «Хоровод». 1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред. 2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону. 3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому и Второму законам. Позднее Азимов добавил к этим законам Нулевой закон: «Робот не может причинить вред человечеству в целом». Техническая реализация этих законов в настоящее время невозможна и будет невозможна еще довольно долго. Тем не менее законы робототехники Азимова широко обсуждаются не только любителями фантастики, но и специалистами в области искусственного интеллекта.
Присяга для роботовЭтот вопрос становится даже более актуальным, если вспомнить еще одну область, где активно применяются роботы. Автономные военные машины уже патрулируют опасные зоны, ведут разведку и несут вооружение во время локальных вoйн и спецопераций. Правда, право решать, применять ли оружие, пока остается за человеком, но это вопрос времени. Роботы не устают, не впадают в панику и не мстительны. С другой стороны, как отмечает международная организация по правам человека Human Rights Watch, роботы лишены сострадания, и можно только предполагать, что они могут натворить в руках безжалостного человека. В связи с этим Human Rights Watch в 2012 году даже предложила прямо запретить разработку, производство и использование полностью автономного оружия. Но, конечно же, такой шаг не нашел (и вряд ли когда-нибудь найдет) понимание со стороны военных — настолько серьезные преимущества дает применение роботов на поле боя. «С роботами-солдатами или без них, нам понадобится способ научить роботов этике, — считает Гари Маркус. — Проблема только в том, что никто пока не представляет, как именно это можно осуществить. Все обычно сразу вспоминают законы робототехники Азимова, но пока нет никакой возможности не только запрограммировать эти законы, но и даже создать робота, который бы представлял себе даже самые простые последствия своих действий. С другой стороны, машины становятся быстрее, разумнее, мощнее, так что необходимость наделить их моралью все более и более актуальна. Пока что выражение "этические подпрограммы" звучит как фантастика, но ведь когда-то фантастикой казались и беспилотные автомобили».
Источник:
ПМ