Автор Тема: «Психопаты растят невротиков»  (Прочитано 4722 раз)

Оффлайн meq

  • VIP
  • ***
  • Сообщений: 561
  • Репутация: +10/-1
  • Как много тут хорошего
    • E-mail
    • Личное сообщение (Оффлайн)
«Психопаты растят невротиков»
« : Сентября 25, 2016, 07:08:05 »
«Психопаты растят невротиков»
Современные дети растут за компьютером и не испытывают потребности физически развиваться, считает психолог Ольга Маховская.


© Фото из личного архива Ольги Маховской
Несмотря на то, что летний сезон уже закончился, скандалы вокруг детских лагерей продолжаются. Так, в Казани родители воспитанников, отдыхавших в лагере «Сталкер», пожаловались в прокуратуру на жестокое обращение. Дети сообщили, что их заставляли ночью петь гимн Роcсии и «расстреливали огнетушителем». Кроме того, правоохранительные органы продолжают проверку военно-патриотического лагеря «Пересвет» в Ленобласти, где дети жаловались на унижения.

Между тем многие родители по-прежнему стремятся отдать своих детей на «перевоспитание». Причем не только в спецлагеря, но и в школы-пансионы, а также на курсы «молодых бойцов» и «настоящих леди» — туда, где им обещают подготовить сыновей и дочерей к самостоятельной жизни. О том, чем это вызвано и к каким последствиям может привести, корреспондент «Росбалта» поговорила с сотрудником Института психологии РАН, кандидатом психологических наук, стипендиатом международных научных программ России, США и Франции, автором бестселлеров для родителей Ольгой Маховской.

— Когда родители принимают решение «перевоспитать» ребенка, отдав его в лагерь или закрытую школу, не получается ли, что таким образом они пытаются делегировать ответственность по воспитанию чужим людям?

 — Конечно, родители делегируют ответственность другим людям. Это замкнутый круг. Семья перекладывает ответственность на школу, школа — на семью. Но это не освобождает от ответственности самих родителей.

Психологи сталкиваются с тем, что взрослые плохо знают своих детей. Они видят их всегда в безопасной ситуации. Забывают, что, когда мамы и папы нет рядом, у ребенка высокий уровень тревожности. Не понимают, как ему бывает страшно, и как он ведет себя, оказавшись вдали от семьи.

Родители разрываются между домом и работой, и многие стараются «сбагрить» детей в школы-интернаты и лагеря. Взрослые вспоминают свое пионерское прошлое, не понимая, что пионеров больше нет. Площадки, созданные в советское время, были уничтожены. Если раньше условия и уровень жизни в лагерях и школах были сопоставимы с домашними, то сейчас разброс очень большой. Несмотря на это, родители стараются отправить ребенка «в жизнь». Мне сложно понять взрослых, которые решаются на эту космическую эпопею.

— Что побуждает родителей решиться на такой шаг?

 — Большую роль в этом вопросе играет экономика. С одной стороны, некоторые родители получают путевки в лагеря бесплатно. С другой стороны, сейчас стало модно отправлять детей в отечественные курорты — учитывая тенденции по «импортозамещению».

Еще один мотив — национал-патриотизм. Из-за него родители отправляют детей в лагеря и школы, которые основываются на принципах домостроя и патриотических систем прошлого века. Таким образом они перекладывают ответственность не только на другие организации, но и на своих предков. «Я родился в этой стране, горд за своих предков и хочу, чтобы по их системе воспитывались мои дети». Хотя непонятно, как эта система может помочь детям выжить в современном городе.

Все это жесты отчаяния. Людям отказывает чувство самосохранения.

Дети, как Маугли, растут за компьютером, живут в комфортных условиях, у них все есть, поэтому они не испытывают потребности в том, чтобы физически развиваться, приобретать какие-то навыки.

Когда их отправляют в школы-интернаты или лагеря, они ощущают огромный, просто космический разрыв между спокойной жизнью, которую вели, и этим новым миром.

Родители и их дети родились в разных странах. Дети советского времени были психопатами — нет преград на море и на суше, каждый может полететь в космос — в такой риторике они росли. А современные дети — невротики. У них много страхов. Они боятся бедности, терактов и т. д.

Получается, что психопаты растят невротиков и, не понимая этого, бросают их в экстремальные условия, в которых сами бы не выжили.
— Зачастую родители очень недовольны, что растят «хлюпиков»…

 — К сожалению, взрослые мало участвуют в жизни детей и плохо понимают, что им нужно. Раньше ходили с детьми в походы, учили их плавать и сплавляться на байдарках. Были определенные установки. Так, толстым в советское время было стыдно быть, «мелким» и «хлюпиком» — тоже.

Я не говорю, что родители должны заставлять ребенка интенсивно тренироваться. Но заниматься скандинавской ходьбой, закаляться — это вполне реально.

Сейчас рекламируются российские курорты — Крым, Сочи. Модно туда отправлять детей. А здоровый образ жизни не популяризируется. Родители детей отправляют в летние лагеря, чтобы поставить галочку — «и мы там были». А когда дети возвращаются оттуда загорелые, матерящиеся, агрессивные, родители говорят, что они «познали настоящую жизнь». Такие лагеря работают по принципу зоны, где выживает сильнейший.

— Как понять, можно ли отдавать ребенка в лагерь или закрытую школу, будет ли ему там комфортно?

 — Часто такие вещи решаются «методом тыка». Например, ребенка отдают в суворовское училище, чтобы он стал сильным и мужественным, а он возвращается озлобленным и измученным. Или отправляют в армию, чтобы стал настоящим мужчиной, а из армии потом приходят гробы… Я советую родителям все, что они планируют для своего ребенка, делить на два. Это будет максимум того, что он потянет.

Важно, чтобы родители соизмеряли возможности детей с условиями, в которых им предстоит находиться.

К сожалению, русский подход в обучении — это бросить ребенка в воду, и пусть он сам выплывет.
Я советую родителям слушать своего ребенка, спрашивать у него, чего ему хочется. Не давить на него, а аккуратно поинтересоваться — какие желания у него есть, какие эмоции он испытывает по поводу той или иной поездки, что ему интересно. И, конечно, детям нужно давать право на ошибку, а значит, и право самим делать выбор.

Нужно советоваться с экспертами — педагогами, психологами.

Не отправляйте ребенка далеко, туда, где сами не бывали. Туда, где у вас не будет с ним контакта. Хотите подобрать лагерь, школу, кружок — посетите это заведение, пообщайтесь с педагогами. Если с вами будут нормально разговаривать, отнесутся к вам с пониманием, будут готовы помочь, значит, туда можно отдавать ребенка. Не ведитесь на рекламные вывески и сообщения о том, что в этой школе учились дети олигархов. Это все ерунда. Ребенок не выживет, если рядом не будет квалифицированного взрослого.

И еще — опыт проживания отдельно ребенок может получить не обязательно в лагере. Например, можно отправить его на время к хорошим знакомым. Договориться, что их дети приедут к вам, а ваши — поживут у них.

— После трагедии на лагере в Сямозере много говорили об ответственности, которую несут вожатые. В каком возрасте человек готов выполнять такие серьезные обязанности, отвечать за жизнь детей?

 — Вожатых нужно отбирать с 25 лет. Мне могут возразить, что в Советском союзе вожатые были младше, но это была другая эпоха, и дети были другими.
Сейчас дети больше тратят времени на развитие навыков. Поздно учить их ориентироваться на воде, когда они тонут. 18-летних нельзя отбирать в вожатые, они к этому не готовы.

— Создается ощущение, что некоторыми родителями, которые выбирают особое учебное заведение для ребенка, движет жажда приобщения к элитарному, закрытому миру.

 — В суровые мужские школы и лагеря мальчиков чаще отправляют в семьях, где нет отца. У матери или бабушки чувство риска притуплено. Женщины не отличаются жестокостью, но если решатся на что-то, то в стремлении к своей цели выходят за рамки, теряют чувство меры. Это можно наблюдать на примере надзирательниц в колонии.

А девочек отдают в «женские» школы, наверное, чтобы не растлевались, вели порядочный образ жизни. Взрослые пытаются заложить стержень, чтобы девушки не создавали проблем в будущем. Все понимают, что старый способ социализации — закончить школу, выйти замуж, завести детей и заниматься их воспитанием — уже не работает. Многие женщины хотят делать карьеру, заниматься собой, а не сидеть дома и рожать детей. А эти школы дают гарантию, что ребенок пойдет по «правильному пути». Родители всегда хотят гарантий. Они готовы пять раз бросить ребенка в озеро, чтобы он выплыл. Или отдать девушку в такую закрытую школу, чтобы у нее не было соблазнов, несмотря на то, что ей всего хочется.

Родители, которые ищут гарантии вовне, не справляются с воспитанием детей. Это не вопрос денег, а вопрос жизнеспособности. Такие родители сами нуждаются в помощи — экономической, социальной, психологической…

— К каким последствиям для ребенка это может привести?

 — Обычно первая неделя в новой школе — это период адаптации. Мамы и папы рядом нет, еда другая, обстановка новая, приходится выстраивать отношения с детьми, которые не нравятся. Дети просят: «Заберите меня из этого кошмара». И тут все зависит от воспитателей. Они должны заменять ребенку маму. Если педагогам удается создать доброжелательную обстановку в коллективе, если все складывается хорошо, то потом дети просто не хотят уезжать. Если педагоги неправильно себя вели, то ребенку становится очень тяжело в этих условиях.

Если ребенка отправили куда-то насильно, то он будет чувствовать себя отверженным. У него создастся впечатление, что его не любят. Это как когда девочка ползает у папы на коленках, а он ее сбрасывает.

Последствия — латентная депрессия, инвалидность. У многих современных детей и так пониженная витальность, они будто неживые, чувствуют, что никому не нужны.

Дети могут никогда не простить того, что их отвергли родители. Уже в 40, 50 лет могут упрекать мать или отца: «Ты меня, маленького, в 9 лет, отправил в лагерь (или в школу). Я не хотел, боялся, а ты меня отправил».

— За рубежом популярность набирают всевозможные «исправительные» лагеря. В Китае, например, есть лагеря для детей-геймеров. В Австрии — лагерь для полных детей. Вероятно, в России они тоже со временем станут популярны. Можно ли решить проблему ребенка, отдав его в такое учреждение?

 — Все психологические зависимости не вылечиваются, но корректируются через замещение. Например, толстый может увлечься бегом и получать удовольстве не от еды, а от пробежек. Большинство таких людей гедонисты, а не эпикурейцы.

Или вот в Сибири Евгений Ройзман тоже создал лагеря для лечения наркозависимых. Людей запирают, заставляют работать…

Но все это грубый подход. Я же выступаю за индивидуальный подход. Нет универсальных причин, почему люди спиваются, уходят из жизни. Без помощи психолога в этом вопросе никак не обойтись.     

Беседовала Антонида Пашинина

 

Последние сообщения на форуме: