форумы для свободного общения

Подвал => Архив форума => 2016 => Тема начата: Новичёк от Февраля 03, 2016, 18:16:30

Название: Климат и история
Отправлено: Новичёк от Февраля 03, 2016, 18:16:30
Время убивать

Почему изменчивая погода заставляет людей истреблять друг друга

(http://icdn.lenta.ru/images/2016/01/29/19/20160129194014739/detail_18cea612345b03109c6508110a907293.jpg)

В предпоследнюю неделю января 2016 года американские археологи определили (http://lenta.ru/news/2016/01/18/salem/) место казни «салемских ведьм», а климатологи объявили (http://mashable.com/2016/01/20/2015-hottest-year-record/#caTegJI9ikqn) минувший год самым жарким за всю историю наблюдений. У этих двух новостей больше общего, чем кажется на первый взгляд: ученые все чаще объясняют массовую охоту на ведьм влиянием климатических катаклизмов. «Лента.ру» попыталась разобраться, насколько адекватно эта гипотеза описывает события, происходившие в Европе XVI-XVII веков и повторяющиеся сейчас в некоторых странах Африки и Азии.

Почему их начали сжигать

Хотя практикующих магию и ведовство женщин (а также мужчин) преследовали еще в древнем мире, охота на ведьм — это феномен уже Нового времени. «Темное» Средневековье относилось к колдуньям куда более терпимо, чем относительно просвещенные и начитанные проповедники и правители XVI-XVII веков. Официальную буллу против ведьм (https://ru.wikipedia.org/wiki/Summis_desiderantes_affectibus) издал в 1484 году Папа Римский Иннокентий VIII, но костры во всю силу запылали лишь в конце следующего века, причем лютеране и кальвинисты отличались куда большей жестокостью, чем католики. Так, в саксонском городе Кведлинбурге с населением в 12 тысяч человек в 1589 году за один только день были сожжены 133 «ведьмы». Общее число жертв террористической кампании, которая утихла лишь в XVIII веке (когда черную магию объявили вымыслом, а обвинения в ней — клеветой), достигает миллиона человек. Причем большинство обвинений против женщин выдвигалось вовсе не из мести или корысти, а из искреннего желания уничтожить угрожающее обществу зло.

Но почему маховик охоты на ведьм запустился именно в конце XVI века? Отсылки к средневековому фанатизму явно не работают. Наоборот, все согласны, что это как-то связано с бурной эпохой перемен, потрясших Европу в начале Нового времени. Это явление того же порядка, что и Реформация, религиозные войны, экономический кризис и так далее. Одни историки трактуют (http://www.amazon.com/Witch-Wicce-Mother-Goose-America/dp/0582438063) охоту на ведьм как целенаправленную борьбу с авторитетными женщинами — чтобы обуздать их и сохранить господство мужчин в расшатанном обществе. Менее феминистски ориентированные специалисты считают (http://royallib.com/read/gurevich_aron/srednevekoviy_mir_kultura_bezmolvstvuyushchego_bolshinstva.html#1254131), что гонения на ведьм — это атака высокой культуры (образованной знати, представителей власти и духовенства) на народную, которая из-за своих языческих корней, обрядов и обычаев стала восприниматься как дьявольская. Наконец, гонения были выгодны многим: врачи избавлялись от конкурентов (знахарок и повивальных бабок), священники — от носителей языческих обрядов, а народные массы получали козлов отпущения — «виновников» всех бед.

(http://icdn.lenta.ru/images/2016/01/29/19/20160129192916736/pic_236361596e7219a22d9d4bdc58af166d.jpg)
Процесс над салемской ведьмой в изображении художника XIX века
Изображение: Joseph E / Wikipedia


Климат и ведьмы

Ученые не оставляют попыток найти более строгие объяснения массового психоза, охватившего Европу — нечто более осязаемое и измеряемое, чем личные мотивы. Экономист из Университета Брауна Эмили Остер обратила внимание на то, что охота на ведьм совпала по времени с резкими климатическими сдвигами в северном полушарии — малым ледниковым периодом.

Тогда, после 400 лет теплой и ровной погоды, мягких зим средневекового климатического оптимума, среднегодовая температура снизилась на один-два градуса. Гренландия покрылась ледниками, лето было коротким и дождливым, Сена, Дунай и Темза зимой замерзали. На континенте бушевали бури, метели, ливни уничтожали посевы. Пик малого ледникового периода пришелся как раз на XVII век — апогей охоты на ведьм.

(http://icdn.lenta.ru/images/2016/01/29/19/20160129192824699/pic_9eb3e682a76d60bf47349028b2ebdf73.jpg)

Может, это просто совпадение? Остер собрала количественные данные по процессам над ведьмами в 11 европейских регионах (от Шотландии до Швейцарии, от Англии до Эстонии и Финляндии) и по погодным условиям (суровость зим, неурожаи и другие факты, упомянутые в местных источниках). Усредненные по десятилетиям (от 1520 до 1770 года) и по странам показатели заложила в таблицу (с процессами над ведьмами как зависимой переменной), убрав эффект значимых событий европейского масштаба (Тридцатилетняя война и эпидемии чумы) с помощью фиктивных переменных (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F) без ущерба для статистической значимости.

Хотя небольшой (0,10-0,15) коэффициент детерминации (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%8D%D1%84%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8) говорит о том, что колебания в количестве процессов объясняются температурными сдвигами всего на 8-12 процентов. Остер считает это достаточно убедительным результатом — с учетом фрагментарного и приблизительного характера данных. Более подробная информация по Женевскому кантону (ежегодные температурные сдвиги) позволила построить график с достаточно убедительной корреляцией: катастрофические погодные явления несут часть вины за сожженных и утопленных женщин.

Неурожай, голод и старость

Преследование «ведьм» не прекратилось с изобретением железных дорог и телевидения. Более того, в ХХI веке — новой эпохе перемен — число убитых и подвергнутых самосуду за ведовство постоянно растет: в Гане, Нигерии (http://www.theguardian.com/world/2007/dec/09/tracymcveigh.theobserver), Танзании, Колумбии, Непале, Папуа Новой Гвинее. В опросе (http://www.usatoday.com/story/news/world/2015/02/26/tanzania-witchcraft/23929143/), проведенном в 18 странах Африки южнее Сахары в 2010 году, более половины респондентов признались, что верят в черную магию.

Жертв новой охоты на ведьм сжигают заживо, побивают камнями, обезглавливают (http://www.nytimes.com/2014/07/05/opinion/the-persecution-of-witches-21st-century-style.html?_r=2). Борьбу с колдовством даже прописывают в законодательстве. Причем снова, как и в XVII веке, в черной магии обвиняют прежде всего пожилых женщин, а инициируют разбирательство молодые мужчины, зарабатывающие себе репутацию блюстителей нравственности и защитников народа от сил зла.

(http://icdn.lenta.ru/images/2016/01/29/19/20160129194628795/pic_ce745af51aba5e545c92899e6d1aaa6a.jpg)
Индуска из штата Бихар, которую обвинил в колдовстве собственный деверь
Фото: Saurabh Das / AP


И снова ученые попытались найти связь между насилием и климатическими катаклизмами. Эдвард Мигель проанализировал материал по 67 деревням Танзании — африканской страны, где охота на ведьм — обычное дело (http://www.usatoday.com/story/news/world/2015/02/26/tanzania-witchcraft/23929143/). В танзанийских деревнях убивают примерно одну ведьму в пять лет, причем жертвами становятся чаще всего старейшие члены семьи. Убивают их собственные сородичи. Мигель выяснил, что в годы аномальных осадков (засух или наводнений) ведьм убивают в два раза чаще. То есть для танзанийцев они не «козлы отпущения», которых деревня обвиняет во всех несчастьях: речь идет о законной ликвидации наименее производительных членов семьи в период продовольственного дефицита.

О простых объяснениях

В итоге вместо культурно-психологического объяснения охоты на ведьм (борьба с народными верованиями, уничтожение альтернативных центров влияния, укрепление общественного порядка) утверждается жесткий природный детерминизм. Ничего особенного, просто климатические катаклизмы и голод приводят к сенициду (https://en.wikipedia.org/wiki/Senicide) — убийству стариков, что в экстремальных ситуациях практикуется многими народами, ничего даже не слыхавшими о ведьмах.

Значит, для предотвращения расправ нужно не просвещать народ относительно его суеверий, а бороться с голодом на государственном уровне. Кроме того, важно поддерживать стариков. Когда в одной из провинций ЮАР в начале 1990-х ввели пенсии по возрасту, число самосудов над ведьмами резко сократилось, подчеркивает Мигель.

Но при всей убедительности это объяснение стирает историческую уникальность охоты на ведьм — что в Европе, что в современной Азии и Африке. Все-таки ведовство, восторг и ужас перед ним, его место в культуре и общественном порядке — это вполне самостоятельное явление. И даже связь колдовства с более общими процессами может принимать самые разные формы: так, известные антропологи Жан и Джон Комароффы объясняют (http://www.iupui.edu/~womrel/Rel433%20Readings/Comaroff_Occult.pdf) истерическую охоту на ведьм в Африке механикой капиталистической экономики. Таинственное обогащение одних и обнищание других заставляет африканцев воспринимать рынок как черную магию, а для преуспевания обращаться уже к реальной черной магии (или обвинять в ведовстве богачей-соседей).