Вся книга размещена по адресу [страница больше не существует...]
Данный отрывок оканчивается весьма интересным фактом -
происхождения Ахилеса отлично сыгранного Бредом Питом в
фильме "Троя".
Глава 1 (начало главы)
СВЯЩЕННОЕ писание повествует нам, что после потопа от трех сыновей Ноя — Сима, Хама и Иафета произошли все народы, обитающие ныне на земле.
Одно из колен племени Иафета поселилось в верховьях рек Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, находящихся ныне в пределах Российской империи — в Туркестанском крае1.
Здесь колено это дало начало как многим племенам Малой Азии, Персии и Индии, так и всем славным и знаменитым народам, населяющим Европу: грекам, римлянам, испанцам, французам, англичанам, немцам, шведам, литовцам и прочим, а также и всем славянским племенам: русским, полякам, болгарам, сербам и всем остальным.
Первоначально все наши древние предки, жившие в верховьях Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, носили название ариев.
Арии на древнем языке, которым они говорили, означало — почтенные, превосходные.
Действительно, арии выделялись из всех остальных обитателей земли того времени как своей силой, ростом, стройностью и красотой, так, особенно, благородством своих душевных свойств.
Несмотря на то, что в те отдаленные времена, за несколько тысячелетий до рождения нашего Спасителя, проповедовавшего любовь к ближнему, всюду господствовала чрезвычайная жесткость нравов, среди ариев, наряду с этой жесткостью нравов, высоко ценились и уважались и те душевные качества, которые и ныне составляют принадлежность всякого человека с благородной душой: храбрость и честность.
Наши древние предки соединялись для жизни в поселения или деревни. Они умели устраивать себе жилища, в которых были двери и печи из камня.
Главное их имущество и богатство, как и ныне у крестьян, составлял домашний скот: коровы, быки, туры, волы, лошади, овцы, свиньи, поросята, козы и даже птица — гуси. При стаде и доме жила собака; но кошка еще не была домашним животным.
Главным занятием ариев было хлебопашество; но в удобных местах они занимались и скотоводством; вместе с тем все они были, конечно, смелыми и отважными охотниками на дикого зверя.
Арии обрабатывали землю ралом, или сохой, сеяли ячмень, овес, полбу; рожь же и пшеница не были им еще известны.
Они умели молоть зерно, печь хлеб и ели мясо вареным; питались также и молоком; употребляли в пищу мед и пили его, как хмельной напиток.
Кроме хлебопашества и скотоводства, арии знали и некоторые ремесла, знали тканье, плетенье, шитье; знали и обделку золота, серебра, меди. Они умели плавать в ладьях с помощью весла.
Прародители наши умели и считать на десятки; но больше ста, то есть десяти десятков, они сосчитать не могли.
Высечено на Сидонской мраморной гробнице, в которой, предполагают, был заключен прах Александра Македонского.
Брак был известен ариям, и основанием его считалось единоженство: но, в действительности, арии в течение весьма многих веков не стеснялись иметь по несколько жен.
Всякая семья входила в состав известного рода, члены которого всегда крепко держались один другого; каждый должен был подчиняться всем порядкам, установленным в своем роду, но зато и за всякую обиду, нанесенную посторонним кому-либо из членов рода, за последнего заступался весь род, и родичи обиженного обязаны были мстить не только обидчику, но и всем членам его рода. Этот обычай считался священным и назывался обычаем родовой или кровавой мести. Обычай этот сохранялся у ариев весьма долгое время, и благодаря ему постоянно происходили убийства и раздоры.
Несколько родов, происходящих от одного общего рода, соединялись в племена и имели во главе старшин или князей, которые творили суд и расправу и предводительствовали во время войны.
Воевали между собой арии весьма часто, и воинская доблесть была высоко развита среди наших храбрых и благородных предков.
Сражаясь пешими или конными, в зависимости от местности, они искусно метали копья и стрелы из луков в своих врагов, а сойдясь с ними поближе, смело врубались своими мечами и топорами в ряды неприятеля и бестрепетно встречали смерть, так как верили в загробную жизнь и в награды, которые в ней получают павшие в честном бою храбрецы.
Все наши предки верили также во всемогущего Бога, который у них и назывался тем же словом Бог, и поклонялись светлому небу— Диву, солнцу, заре, огню, ветру и матери-земле.
Так жили славные арии на своей первоначальной родине, в верховьях рек Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи.
По мере того, как увеличивалось население ариев и умножались их роды и племена, происходило и постепенное расселение их с родных мест в разные стороны.
Как народ земледельческий, арии при своем расселении подвигались вперед постепенно: прибыв в какую-либо местность, они засевали поля и, только собрав жатву, подвигались дальше вперед, причем, придя на новое место, опять оставались на нем до сбора урожая.
Встречаясь на новых местах с их обитателями, арии, если те не покорялись им добровольно, вступали с ними в жестокие бои, истребляя их совершенно или обращая в своих рабов и данников; при этом впоследствии они постепенно сливались с покоренными туземцами путем браков.
Таким порядком расходились мало-помалу арии с родины, когда нарастало их население.
Некоторые из арийских племен с верховьев Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи проложили себе пути к долинам Инда и других рек, орошающих Индию, и образовали племена, и ныне населяющие эту обширнейшую страну.
Другие спускались к юго-востоку и заселяли пределы знаменитого впоследствии царства Персидского.
Наконец, значительная часть ариев постоянно двигалась к западу и, в конце концов, заселила своими племенами все страны Европы.
Так как грамота была еще неизвестна древнейшим ариям, то каких-либо записей о своих передвижениях они оставить не могли, а потому и нам теперь совершенно невозможно точно определить время, в которое пришел в Европу тот или другой арийский народ. По-видимому, первыми пришли в Европу племена, осевшие в Испании и в Италии; при этом одно из племен, пришедших в Италию, образовало много раньше других крепкое государство—Рим, в котором все жили, подчиняясь уже не родовым обычаям и порядкам, как это было на арийской родине, а общим законам Римского государства; вследствие этого между римлянами не было обычных у ариев родовых распрей; напротив, они были всегда замечательно единодушны во всех столкновениях с соседними племенами и потому без труда одерживали над ними верх; этим путем Рим мало-помалу превратился в сильнейшее государство, которому ко времени Рождества Христова в дни правления Кесаря Августа было подчинено множество народов, в том числе и Иудея — родина нашего Спасителя.
После племен, заселивших Испанию и Италию, в Европу прибыли племена, осевшие в Греции, которая особенно привлекала пришельцев своей мягкой природой, множеством островов с удобнейшими местами для причала судов и отличнейшими сообщениями всех частей Греции между собой по прекрасному морю, которое ее омывает. Прибывшие в Грецию народы тоже скоро перешли от жизни родами к устройству государств, но, в противоположность Риму, они не соединились в одно крепкое государство, а образовали множество мелких с большим числом чудеснейших городов; государства эти часто вступали между собой в жестокие распри и тем взаимно ослабляли друг друга, почему все они в конце концов и были покорены Римом. После греков в Европу прибыли предки нынешних обитателей Франции; за ними шли германские племена из которых образовались впоследствии немцы, англичане, голландцы, датчане и шведы; за германцами двинулись литовцы; наконец, за литовцами потянулись на запад и все многочисленные племена славянские, которые считаются ближайшими родственными племенами литовцам и германцам и вместе с тем младшими, но славнейшими племенами всей великой семьи народов, произошедших от древних ариев.
При своем движении с берегов Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи в Европу славянские племена шли, вероятно, двумя главными путями; одна часть их спускалась по берегам Аму-Дарьи к южным берегам Каспийского моря, а затем, обогнув это море с южной же стороны, двигалась по Малой Азии к переправе в Европу через так называемый Фракийский Босфор — узкий пролив у Константинополя, ведущий из Греческого моря в Черное; после же переправы направлялась к северу и к западу.
Другая часть славянских племен могла идти из мест своей первоначальной родины вниз по течению Сыр-Дарьи, а затем, обогнув Каспийское море с севера, распространяться по славным нашим южно-русским степям и по низовьям наших рек — Дона, Днепра, Буга и Днестра, вплоть до низовьев Дуная, на которых оседали славянские племена, шедшие в Европу по первому пути — через Малую Азию.
Кроме движения по только что указанным двум главным путям, часть славянских племен могла идти в Европу еще и третьим путем: а именно — доходить по течению реки Аму-Дарьи до южного берега Каспийского моря, а затем, повернув к северу и следуя или по западному побережью Каспия, или по восточному берегу Черного моря, переваливать через высокие Кавказские горы и выходить на обширные и плодородные равнины, примыкающие к Кавказским горам с севера, то есть в нынешнюю Кубанскую область.
Заселив низовые и средние течения Дуная, Днестра, Буга, Днепра и Дона, славяне не останавливались в своем движении, а постепенно передвигались дальше.
Часть славян со Среднего Дуная, отделившись от племен, заселяющих ныне Болгарию, Сербию и Черногорию, дошла до берегов Адриатики и дала здесь начало, под именем венетов, знаменитому народу мореходов, прославившемуся своими неустрашимыми плаваниями по южным морям Европы и богатейшей морской торговлей. Эти венеты создали и единственный в мире город Венецию, существующий и поныне, выстроенный на сваях прямо посреди моря, почему улицами в нем служат морские протоки и все передвижения совершаются на лодках.
Другие славянские племена, поднявшись по Дунаю и его верхним притокам, перевалили с них в долины рек, текущих в Балтийское море, и, дойдя до этого моря, прочно сели на его южном побережье от устья реки Лабы до устья реки Вислы и на ближайших островах. Все осевшие здесь славянские племена прославились не меньше венетов как смелые мореходы по северным морям, отважные воины и предприимчивые торговцы. Здесь осели храбрые варги, которые сейчас же вступили в кровопролитные бои с сидевшими западнее их германскими племенами. От варгов, по-видимому, и само Балтийское море получило прозвание Варяжского моря, а впоследствии все обитатели его берегов назывались общим именем— варяги. Затем тут же поселились венды, которые, кроме того что были отважными мореходами, славились еще среди немцев, как и вообще все славяне, большим искусством в обрабатывании земли, почему многие германские племена учились у вендов земледелию; до сих пор еще в иных местностях Средней и Южной Германии глубокие и узкие борозды называются вендскими. От своих же соседей славян переняли немцы и плуг. Тут же на Балтийском море сели также и ругии или руссищ они дали прозвание острову Ругия или Руссия, на котором поселились и приобрели славу знаменитейших воинов и торговцев, а много веков спустя их потомки, надо думать, дали название и всей Русской земле.
Затем на Балтийском же побережье осели и славянские племена— бодричи, лютичи, поморяне и другие.
Часть славян, получивших название ляхов или поляков, заселила берега Вислы, имея восточнее себя по Неману и низовьям Западной Двины близко родственное себе племя литву.
В горах Карпатских и прилегающих к ним осели чехи, моравы и хорваты.
Наконец, восточные славянские племена, расселившиеся на низовьях рек нынешней Южной России—Днестра, Буга и Днепра, также продвигались вверх по этим рекам к северу и востоку и вышли постепенно к верховьям рек, впадающих уже в другие моря, а именно: 1) к верховьям Немана и Западной Двины, текущих в Балтийское море, 2) к верховьям Шелони, Ловати и других рек, впадающих в озеро Ильмень, а оттуда через Ладожское озеро и реку Неву — в Балтийское же море; 3) к верховьям рек, впадающих в Северную Двину и Белое море, и, наконец, 4) к верховьям рек Оки и Волги, которые несут свои воды сперва на восток через середину всей России, а потом, круто повернув на юг, в Каспийское море.
Из «Александрии» — русской рукописи XVII века.
Заняв верховья перечисленных выше рек, которые почти все близко сходятся между собой в местности, называвшейся в старину Волковским лесом, наши предки получили возможность, постепенно подвигаясь по течениям их, расселиться и на всем обширном пространстве нынешней Европейской России.
Вот как последовательно, в течение многих веков, по всей вероятности, расселялись по разным странам Европы славянские племена, пришедшие в нее позже других арийских народов.
8. Бой греков с кентаврами—на обломках греческой вазы половины VI века до Р X Кентавры изображены с такими же бородами, с какими изображали греки и скифов.
При своем движении в Европу славяне должны были, разумеется, встречать на пути как древнейших туземных обитателей тех стран, по которым они двигались, так и ранее пришедших и уже осевших других ариев.
Точных сведений об этих первых встречах, за повсеместным отсутствием в то время грамоты, мы не имеем, но знаем, что у древних греков, которые, как мы видели, пришли раньше славян в Европу, сохранились старинные сказочные предания, что к северу от Греции появились особые чудовища, у которых зад и четыре ноги были конские, а грудь, голова и руки — человечьи. Эти чудовища, называемые греками кентаврами, отличались крайне свирепым нравом, превосходно стреляли из луков и были, благодаря быстрым конским ногам, совершенно неуловимы, причем, по греческим сказаниям, между этими кентаврами и греками происходили когда-то кровопролитнейшие битвы.
В этих сказочных преданиях греков о кентаврах, на первый взгляд совершенно невероятных, есть, однако, большая доля правды.
Жестокие битвы древнейших греков действительно происходили с пришельцами с севера, метко выпускавшими стрелы из своих луков и постоянно появлявшимися перед противниками верхом на быстроногих конях, с которыми они, казалось, составляли одно неразрывное целое.
Вид этих конных и неуловимых пришельцев, издали поражавших врагов из своих луков, а затем свирепо нападавших на полном конском скаку, особенно поражал греков, так как греки, поселившись в своей гористой стране, мало пользовались лошадьми, сражались пешими и были плохими наездниками.
Но, тем не менее, несмотря на весь ужас греков, эти северные пришельцы были не сказочными чудовищами, а настоящими людьми.
Это были, конечно, наши славные предки, славяне, и именно те племена, которые дали начало великому русскому народу. Идя из своей далекой арийской родины по нашим привольным южным степям, они покорили себе во время этого длинного и долгого пути главного тогдашнего обитателя русских степей — дикую лошадь и сделали себе из этого борзого скакуна вернейшего и преданнейшего друга; сроднившись с ним, предки наши стали лучшими в тогдашнем мире наездниками и конными стрелками и наводили ужас на все народы, которые пытались им сопротивляться.
У древних китайцев тоже существовало сказание, что далеко от них на западе, в обширных степях живет народ Дин-Лунь, обладающий конскими ногами и совершающий все свои передвижения с необычайной быстротой; при этом китайцы, несомненно, причисляли народ Дин-Лунь к арийскому племени, как это ясно видно из сравнения изображений арийцев и человека племени Дин-Лунь на помещаемых здесь древних китайских рисунках.
Одновременно со сказочными рассказами о чудовищах-кентаврах древние греки рассказывали также о необыкновенном народе, будто бы состоявшем из одних женщин-воительниц, неустрашимо сражавшихся на быстроногих конях и тоже отличавшихся искусным метанием стрел; греки называли этих храбрых наездниц амазонками. Эти сказочные амазонки были также, надо думать, не кто иные, как наши доблестные прародительницы; они, как верные и преданные жены и дочери, сопровождали своих мужей и отцов в их лихих набегах и принимали участие во всех кровавых боях, отважно сражаясь и бесстрашно умирая рядом с близкими себе людьми.
Таковы были древнейшие сказочные рассказы греков о первом вступлении наших предков славян в жизнь Европы.
Следующие за тем весьма краткие, но уже более положительные сведения о наших предках, мы находим в песнях знаменитейшего на весь мир древнегреческого слепца — песнопевца Гомера, который воспел знаменитейшую же осаду греками малоазийского города Трои, находившегося недалеко от Босфора Фракийского. Осада Трои была предпринята за 1200 лет до Рождества Христова за то, что сын троянского царя Парис похитил у одного из греческих царей его жену — прекрасную Елену. Военные действия под Троей продолжались двенадцать лет; в них принимали участие с обеих сторон все известные тогда славнейшие герои и большое количество дружин от различных народов. В числе этих дружин песнопевец Гомер упоминает и доблестную дружину славянского племени — генетов.
Перед тем как продолжать наше повествование дальше, необходимо сказать, что, по-видимому, славянами, или еловыми, то есть говорящими, стали называть себя первоначально наши предки сами, обозначая этим именем все племена, говорящие на понятном друг для друга языке; немыми же, или немцами, славяне, в отличие от себя, первоначально называли все те народы, которые со славянами разговаривать вследствие разницы языка не могли. Название «славяне» долгое время употреблялось только исключительно среди славян же; обитатели же других стран называли их самыми различными наименованиями; из этих наименований весьма долго наиболее известным было наименование скифы, так как именем скифов греки, по-видимому, уже с древнейших времен обозначали славянские племена.
Славнейшим героем со стороны греков во время осады Трои был царь Ахиллес. Песнопевец Гомер приписывает ему чудесное происхождение от брака храброго греческого царя Пелея с русалкой, но позднейший греческий летописец Арриан утвердительно говорит, что Ахиллес был чистокровным скифом, родившимся на берегах нынешнего Азовского моря; он был изгнан со своей родины за необузданность нрава и гордость и поселился в Греции, где скоро прославился замечательной храбростью. Признаками скифского происхождения Ахиллеса, по словам Арриана, были его русые волосы, голубые глаза и необычайная ярость в бою, а также и скифский покрой его одежды с застежкой. Таким образом, уже во время осады Трои величайший из греческих героев был по происхождению скиф-славянин, уроженец берегов Азовского моря, родины и нашего доблестного донского казачества.