Вопрос о тактике и стратегии жизни предназначенной феномену человек , что есть человеческая жизнь в отличие от просто животного выживания и существования , и чем человек отличается от животного , почему он живет сообществами, есть ли правила и критерии этого общежития , как получать удовольствие от своей жизни , что такое счастье , есть ли смысл в самой жизни и что это , зачем столько людей суетятся на планете земля объединяясь и уничтожая друг друга, плодясь и умирая .
Или родился , оставил потомство , попробовал то , другое и обратно в никуда.
Сначала - что есть человек – человек это общественное животное, т.е. существо, имеющее некоторые инстинкты , способность абстрактно мыслить и выражать свои мысли семантически путем разговорной и для некоторых письменной транскрипции, и еще иметь , как говорят, некоторые духовные качества, которые мотивируют человеческую деятельность человека.
Животные ( и даже уже и растения и другие живые объекты) имеют инстинкты, в которых грубо говоря заложены их базовые цели существования.
1. Потребление пищи – для обеспечения жизнедеятельности
2. Размножение - возобновления и репликация генотипа
3. Защита в целях самосохранения себя, как представителя подобных себе
4. Экспансия – Освоения среды обитания методом опробывания и запоминание эмоциональных результатов с последующим повторением положительных и избегания отрицательных.
В условиях ограниченности ресурсов среды обитания все эти инстинкты реализуются способом -кто сильнее , кто шустрее
Эти инстинкты у животных изучает наука этология, но выводы этой науки применимы и к человеку.
Как же выделился человек –чем он отличается от животного
Вариант процесса такой - в результате животной экспансии, в памяти особи накапливается некоторый объем знаний, развивающий нервно мозговую деятельность и, в какой то момент, в мозгу начинают появляться образы ( в физико химический и биологический смысл входить не будем) -
--И в чем соль ?, а в том, что образы эти начинают комбинироваться , то есть человек уже начинает видеть такие образные варианты и комбинации , которых нет в реальной жизни.
Вот тут то ему и понадобился язык звуков и их сочетаний , чтобы различать эти образные картинки , а не для того , чтобы общаться с сородичами . Так возникла речь, как необходимость трансформации образов вовне . Не все люди сразу пришли к этому ( и до сих пор ), но постепенно стали появляться вариантные образы и у многих людей, начала развиваться и формироваться ментальная сфера мозга.
Появился человек начального разума , и начал совершать уже планируемые, осознанные действия, такие какие он видел в вариантах – это дало ему явное преимущество .
Далее, некоторые выгодные для особей стереотипы действий закрепляются и передаются другим , сначала на уровне подражания –как сейчас обезьяны .
По мере накопления индивидуального и сообщего опыта возникает ментальная конкуренция – и вопрос , кто начальник - встает ребром . И пошли варианты –где то, кто сильней , где то , кто ловчей и шустрей , а где то - кто правильней –эффективней использовал опыт , откладывающийся в памяти, т.е. знания –т.е умело пользовался этими знаниями - и такие стали называться умными , их дела запоминались и когда приходилось выбирать – обращались к ним ---все как у нынешних людей .
Каждый день человек реализовывал потребности своих четырех главных инстинктов , но с появлением памяти , как осознанного опыта, появлялись варианты образов социальных взаимоотношений.
Кто то должен руководить, кто то подчиняться и как то руководить и как то подчиняться, кто то объяснять явления природы –пошло расслоение людей по ментальным способностям –уровню развития.
А инстинкты то действуют ,- сильные и умные могли брать себе больше и отнимать у других , как бывало на животной стадии , но умные заметили , что другие стали умирать голодными , или умудрялись исподтишка убивать умных и сильных –у них тоже образы появлялись как это сделать –
и тут самые умные догадались , что нужны какие то правила жизни –иначе сообщество уменьшается и ему труднее выживать в среде обитания. И эти правила постепенно вырабатывались и то сообщество, где правила были целесообразнее и лучше выживало ( о чем сейчас забывается в угоду четырем инстинктам )
За выработкой, разъяснением и исполнением правил стали следить определенные люди – это возникли религии. Как развивались религии , как они стали защищать власть имуших , а затем и деньгоимущих , какие методы управления применяли , в том числе ограничивая распространение знаний для укрепления своего влияния –тут все естественно и основано на четырех первых инстинктах- они никуда не делись до сих пор.
Однако ментальная сфера мозга людей развивалась неоднородно , кто то изобретал технические новинки, кто то познавал природные явления для использования в жизнедеятельности , либо из экспансионной любознательности , кто то им препятствовал, кто то поощрял –общество развивалось –появлялись науки и искусства. Ментально человек развился так , что, освоив много знаний , даже как бы от прошлых цивилизациях, начал думать о будущем , о смысле жизни , о других цивилизациях , о целесообразности устройства общества , о справедливости и приходящие мысленные образы трансформировал в разные книги.
Опыт жизни многих людей путем осознания зафиксировывал в памяти ряд образных ценностей,- как позитивных , так и негативных , как осознанно усвоенных памятью человека целесообразных моделей поведения в разных жизненных ситуациях и называл их духовными ( не материальными ) ценностями - ( повторяю и негативными и позитивными –что зависит от конкретного опыта жизни ) , причем духовность может быть негативной и позитивной т.е. смешанной.
Людей, руководствующихся, мотивирующих свои деяния этими ценностями – моделями целесообразного поведения назвали духовно развитыми людьми ( конечно в разной степени качества и количества этого развития) – людьми с более развитой ментальной сферой – т.е. способными использовать в практике жизни образы именно духовного – ментального, ценностного уровня.
И вот мы здесь и сейчас – имеем все те же четыре инстинкта и разный у каждого блок ценностей, как зафиксированных в памяти , целесообразных для конкретно каждого, моделей поведения во взаимоотношениях внутри сообществ, как локальных , начиная с семьи и так далее по иерархии отношений –кто в какой среде и как обитает. Для студента из племени мамбу одних , а после МГУ уже расширенных.
Приобретенные ценности определяются конкретным бытием и его восприятием и осознанием –усвоением , одними в бане , другими в банде , третьими в МИДе и т.д..
Причем эти блоки ценностей в каждом сообществе, согласно механизмам инстинкта экспансия, начинает внедряться в ментальный мир человека с рождения и окружающей средой и личным освоением знаний .в виде некоего блока ментальных -духовных ценностей.
И в этот блок ценностей уже могут войти такие ментальные качества как правила нравственности, безусловная любовь , понимание и желание безусловно защищать среду обитания от безнравственных негативных действий, понимания принципов счастья и путей его достижения , понимание роли и предназначения человека в природе , необходимости осваивать знания , желание созидать и творить,
– При этом происходит становление и, на каком то этапе, мировоззренчески концептуальное формирование личности человека ( у некоторых этот процесс продолжается , у некоторых останавливается) .
Вот вкратце, как человек стал из животного общественным животным и что он из себя представляет сейчас.
Уровень ментального развития человека ( можно говорить уровень духовности ) планеты очень неоднороден, именно по признаку степени наличия знаний, и содержания ценностного блока.
Некоторые люди имеют в составе этого блока больше позитивных и меньше негативных ценностей, или наоборот , а некоторые вообще имеют минимум каких то ценностей и соответственно знаний --но четыре главных инстинкта есть у всех.
Ценности создают мотивации поступков и человеческой деятельности человека и уровень управляющего влияния этой мотивации выше, чем уровень управляющего влияния главных инстинктов – ибо сознание управляет подсознанием , когда оно имеет эти ценностные рычаги управления.
Комплект ценностей и инстинктов и определяет поведение и деятельность человека , причем инстинкты управляются ментальным сознанием человека в той мере, насколько это сознание оснащено блоком ценностей , без наличия ценностей поведением человека управляют мотивации выше названных четырех инстинктов. Такова базовая совокупность исходного состояния ситуации.
Ваши Вопросы и мнения в процессе обсуждения вполне могут уточнить, изменить и в целом улучшить адекватность вышесказанного
Для тех , кто хочет * не быть*
Свобода есть осознанная необходимость и тот кто не хочет быть - вполне может и не быть
Для интересующихся *Как быть ?.* предлагается рассмотреть применение концепции негэнтропийной целесообразности в свете которой - дальше хотелось бы коллективно разобраться и осознать некоторые актуальные вопросы -например
- как вернуть человека и сообщества на целесообразный путь развития и нужно ли это и зачем
-и в чем целесообразность этого пути , его оптимальность и негэнтропийность и почему он должен и должен ли соответствовать законам природы
- и почему этот путь есть нравственность как целесообразность и какие конкретно действия следует предпринять, чтобы двинуться по этому пути
- и что такое природа и разумна ли она и где размещается ее разум и в каком структурном виде
- И что такое нравственность и почему принцип развития всей природы -путь негэнтропийного развития
- И почему безнравственные деяния есть путь в небытие и как ликвидировать последствия т.н. грехов и кармы , как избежать непонятных болезней и невзгод , как увеличить долголетие и сохранить здоровье
- и как создать в мышлении людей мотивации отрицание причинения вреда другим людям и природе
-и каков физический природный механизм действия нравственности
- и в чем смысл жизни и предназначение человека
-и зачем и почему это человеку нужно и почему ему нужно стремиться к счастью и созиданию
-и как приобрести те ценности , которые мотивируют действия приводящие к счастью
-и нужны ли человеку религии и в каком виде
- и как можно целесообразно реорганизовать системы управления
- и целесообразно ли частным предпринимателям управлять чужим государством
- и почему инопланетянам так нравится наша планета
- о других явлениях в свете концепции целесообразности негэнтропийного развития - их настоящее и целесообразное будущее
Позиции можно добавлять по мере возникновения новых образов в ментале,- последовательность не имеет значения
Человек существует как человек , если мыслит ,
если не мыслит, то тоже существует, но как животное